Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.45): ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА

Оглавление

(Исаия 47)

Пол Д. Хэнсон хорошо выразил суть главы 47: «Это не глава, известная своей терпимостью ко всем философским точкам зрения. Это не место восхваления человека в качестве центра вселенной и источника всего необходимого для благополучия человечества. Здесь самое возвышенное и самое достойное в достижении человечества подвергается тщательному анализу и не выдерживает испытания. Здесь делается заявление, что самое благородное и самое лучшее, что может предложить цивилизация, по большому счёту не способно обеспечить безопасность и счастье».

Бог задумал ликвидировать могущественное царство Вавилонское, как ликвидировал Ассирию. К гибели вавилонян вело их горделивое хвастовство. Эта глава в безошибочных терминах заявляет о Божьем суде над Вавилоном.

СУДЬБА ВАВИЛОНА: ОТ ТРИУМФА К ТРАГЕДИИ (47:1–7)

«"Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона. Сиди на земле: престола нет, дочь халдеев, и впредь не будут называть тебя нежной и роскошной. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твоё, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого". Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему, Святой Израилев. "Сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо впредь не будут называть тебя госпожой царств. Я прогневался на народ Мой, предал осквернению наследие Моё и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твоё. И ты говорила: 'Вечно буду госпожой', а не представляла того в уме твоём, не помышляла, что будет после"» (47:1-7).

В стихах 1–3 представлены образы позора. В плаче Давида по Саулу и Ионафану есть такие слова: «Как пали сильные!» (2 Цар. 1:19). «Девица, дочь» (ст. 1) обычно находилась под защитой своего отца и братьев. Здесь изображена горестная сцена крайнего падения. Работа на «жерновах» (ст. 2) была самой низкой формой рабства (Освальт). Словами «откроется нагота» передано крайнее унижение, которое постигнет Вавилон.

Фраза «переходи через реки» указывает на то, что народ пойдёт в плен. «Мщение» (накам) (ст. 3) совершит Сам Бог. Элмер Б.Смик отмечает: «Бог не будет верен Своей святости и справедливости, если позволит греху и неповиновению оставаться безнаказанными». Но при этом он добавляет: «Божье мщение никогда нельзя рассматривать отдельно от Его стремления продемонстрировать милость. Он не только Бог гнева, но Он должен быть Богом гнева, чтобы Его милость имела смысл». Называется источник этого мщения: «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему, Святой Израилев» (ст. 4). На еврейском «Господь Саваоф» — Яхве Сабаот — означает «Господь воинств».

Настоящей проблемой Вавилона было его надменное хвастовство, что он сам осуществил все свои великие деяния — собственной силой и мощью — и что он будет стоять вечно (ст. 5–7). Вавилоняне жестоко обращались со своими пленниками, не чувствуя никакой моральной ответственности перед высшей силой.

НИЗВЕРЖЕНИЕ ВАВИЛОНА: ХВАСТЛИВАЯ ГОРДОСТЬ (47:8–11)

«Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: “Я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовой и не буду знать потери детей”. Но внезапно, в один день, придёт к тебе то и другое: потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебства твоего. Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: “Никто не видит меня”. Мудрость твоя и знание твоё — они сбили тебя с пути, и ты говорила в сердце твоём: “Я, и никто, кроме меня”. И придёт на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападёт на тебя беда, которую ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придёт на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь» (47:8-11).

В стихах 8–10 перечисляются грехи Вавилона: сладострастие, эгоистичное хвастовство, «чародейства», «волшебство», упование на собственную «мудрость… и знание», а также высказывание «Я, и никто, кроме меня». Бог — единственный «Я». Это отражено в Его личном имени, которое Он открыл Моисею в пустыне (см. Исх. 3:13, 14).

В дни Исаии «потеря детей и вдовство» (ст. 9) обычно лишали женщину защиты и будущей безопасности. Этот образ беспомощности использован для того, чтобы показать, что хвастовству Вавилона настанет конец. Бог заявляет: «И придёт на тебя бедствие… и нападёт на тебя беда… и внезапно придёт на тебя пагуба» (ст. 11). Вавилоняне не избегут Господнего возмездия.

ОБРЕЧЁННОСТЬ ВАВИЛОНА: НИКТО НЕ СПАСЁТСЯ (47:12–15)

«Оставайся же с твоим волшебством и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей, может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих. Пусть же выступят наблюдатели небес, и звездочёты, и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно произойти с тобой. Вот, они — как солома: огонь сжёг их — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрёл в свою сторону, никто не спасает тебя» (47:12-15).

В древнем мире вавилоняне имели репутацию искусных «наблюдателей небес» (астрологов). Они утверждали, что события на земле определяются движением небесных тел. Для изучения движения небесных тел они разработали знаки зодиака. Наблюдая за ними, они предсказывали ход событий. В стихах 12 и 13 слышится сарказм: «…Ты утомлена множеством советов твоих. Пусть же выступят наблюдатели небес, и звездочёты, и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно произойти с тобой». Занимавшиеся подобной практикой стали «как солома» и будут сожжены — и будут не в состоянии избавить «души своей от пламени» (с. 14).

Вывод для Вавилона таков: «Никто не спасает тебя» (ст. 15). Это вывод для всех тех, кто уповает на кого угодно и на что угодно, только не на живого Бога!

СУД НАД ГРЕХОМ

«Вавилон» выступает как символ непослушания и греховности. Согласно одной из точек зрения, он представляет всё, что противится Богу. Неповиновение Вавилона Богу мы видим уже в самой глубокой древности (Быт. 11:1–9). В тот период, когда Вавилон стал мировой державой, мы видим в нём надменность и высокомерие. В книге Откровение Вавилоном образно назван Рим, осуществлявший жестокое гонение на святых и пытавшийся соперничать с Богом.

Суд над Вавилоном соответствует Божьим праведным замыслам. Бог есть Бог милости и благодати. Он учит, предупреждает, ждёт и приглашает; но в конце концов Его терпению приходит конец. Во время, которое Он Сам назначит, Он призовёт всех людей, все города и все государства предстать перед Его престолом для суда.

Эта глава представляет собой описание неминуемых, запланированных похорон Вавилона. Бог позволяет читателю увидеть, что Он припас для этого нечестивого города и всей империи. Использование Богом Вавилона для исполнения Своей воли не мешает Ему потребовать от него отчёта.

Вавилон распахнул сердце для греха и слился в единое целое со своим господином; за это на него со страшной и непреодолимой силой падёт проклятие греха. Когда судится грех, ярко высвечивается его природа, судьба и тирания.

Открытое неповиновение Богу, в конечном итоге, приводит к унижению. «Дочь Вавилона», величайшая мировая империя, вызывала зависть у других народов, но в Божье время она станет рабыней. Бедно одетая, она будет выполнять самую низкую работу (ст. 1–3)! Тот путь, который выбрал могущественный Вавилон, приведёт его к самому унизительному положению в истории.

В конце концов, будет выставлено напоказ истинное лицо греха. Грех — это разрушительная сила, порождение эгоизма и тщеславия. Он использует людей, заставляя служить своим злым целям. Он потакает своим желаниям и служит только себе, он жесток и пагубен. Как страшная раковая опухоль, он существует, чтобы убивать и уничтожать.

Сила греха не может спасать; она может только подводить под осуждение. Вавилон думал, что он несокрушим, но грех никогда не бывает непобедимым. Грех — самая уязвимая сила на земле. Пророк говорит: «…Но внезапно, в один день, придёт к тебе то и другое: потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебства твоего» (ст. 8, 9). И далее: «Мудрость твоя и знание твоё — они сбили тебя с пути» (ст. 10). Они не смогут «отвратить» зло (ст. 11). Когда Бог привёл в действие Свой суд, никакая сила в Вавилоне не смогла помешать ему.

Грех может принести только полное поражение. Он погубит тех, кто вступил с ним в союз. «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Вавилон сойдёт со сцены истории, и будут помнить только его неповиновение Богу. Исаия говорит: «…впредь не будут называть тебя госпожой царств» (ст. 5). Надвигалась беда и погибель (ст. 11).

Вавилон на собственном горьком опыте познал, что победить с помощью греха невозможно. Тех, кто вступает в дружбу с грехом, может ожидать только унижение, выставление напоказ, осуждение и полное поражение.

Эта глава посвящена одной теме — страшному суду над Вавилоном. У Бога не было ненависти к Вавилону; Он любил его, как любит всех людей. Вавилон сделал выбор, и этот выбор определил его судьбу.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)