Сразу отвечаю — однозначно ДА.
Моему сыну 4 года, и он уже активно начинает использовать приемы психологического айкидо — на примитивном уровне, конечно.
С 2014 года я преподаю курс по психологическому айкидо. Эта система мне настолько близка, что я уже не замечаю, насколько часто амортизирую. Такой тип разговора стал для меня нормой. Во время беременности я продолжала вести курсы, и мой сын, конечно же, начал изучать психологическое айкидо еще в утробе, а потом, как говорят, впитал этот метод с молоком матери. Он рос, а я продолжала вести курсы.
Он спал в коляске рядом, когда у меня шли занятия, консультации клиентов. И вот сегодня, спустя четыре года его косвенного обучения, он выдал такой диалог.
Муж собирался идти в магазин. Мы стояли и обсуждали список покупок, и тут подходит наш сын Владимир и спрашивает у папы:
— Папа, а что ты мне купишь?
— Не знаю, сынок. Наверное, ничего.
— Подожди, пап, я не так спросил. А какого цвета ты мне купишь что-то?
— Я не знаю.
— Ну хорошо. Тогда купи что-нибудь любого цвета.
Хорошо подвел к покупке? Очень хорошо, для своего возраста.
И отлично применил третий закон психологии общения — «Если ответ партнера нас не устраивает, значит, мы задали не тот вопрос».
Купит ли ему папа игрушку или нет — это уже второй вопрос. Главное, что зерно сомнения сын ему в голову заложил.
Дети очень сильные манипуляторы и легко чувствуют, где можно надавить на жалость или, наоборот, потребовать что-то. Так они учатся получать свои выгоды. И это важно. Особенно когда это делается с применением психологических приемов, хоть и неосознанно, это очень вдохновляет.
Да, вероятно, вы спросите, а зачем ребенку это нужно уметь?
Я задам вам встречный вопрос: вы хотите, чтобы ваш ребенок мог вести переговоры любой сложности, не ломая себя, и не боялся, что его осудят или он проиграет? Чтобы он не конфликтовал со всеми подряд и мог донести свою мысль просто? Не тратил силы и нервы на людей, которые не умеют идти на контакт и пытаются самоутверждаться за счет других?
Думаю, ответ очевиден. Детям так же, как и взрослым, необходимо изучать психологическое айкидо. Причем обучать детей гораздо легче, чем взрослых. Они более подвижные и легко принимают новую информацию.
Еще пару слов о сыне. Он прощупывает нас с мужем. Когда хочет поиграть, но знает, что мы можем быть заняты, то подходит и говорит:
— Папа, ты поел?
— Да.
— Посуду помыл?
— Да.
— Поработал?
— Да.
— Ты все сделал?
— Да.
— Ну пойдем тогда играть.
Т. е. он все наши отговорки сразу проверил. И когда не осталось вариантов, озвучил свое предложение. И вот это называется профилактической амортизацией в детском варианте.
Как я прививала метод психологического айкидо своему сыну?
Помимо того, что он слушал все занятия, которые вела, я читала ему книги Михаила Литвака с интонацией сказки. Так я и свой вопрос решала с чтением. Ведь времени на развитие, когда у тебя грудной ребенок, совсем нет. Я по-прежнему читаю ему психологическую литературу с интонацией сказки, а он с удовольствием слушает.
Примерно с 3 месяцев, я начала с ним договариваться. Конечно, работать это начало примерно с 1,5–2 лет. И сейчас сын активно применяет и этот метод тоже. Когда ему нужно продавить свою идею, он начинает разговор с фразы: «Мама, давай договоримся, я уберу все игрушки, а ты со мной поиграешь 5 минут?»
Я постоянно амортизирую. Это происходит уже автоматически. А мой сын учится у меня. У него просто нет выбора, ведь это обычная форма общения для него. До идеала еще очень далеко, но мы на верном пути. Дети быстро учатся и впитывают все, как губки.
Ребенку важно понимать, что родители принимают его таким, какой он есть, гордятся им. Это понимание дает ему возможность ошибаться и снова пробовать, таким образом отрабатывать навык.
С чего я рекомендую начинать обучение детей:
- Начать заниматься самим и делиться с детьми своими мыслями (для всех возрастов).
- Если ребенку менее 5 лет — читать книгу «Психологическое айкидо» с интонацией сказки и договариваться с ним.
- Если ребенку более 5 лет — тут больше будет работать ваш собственный пример, манера общения, разбор конфликтов, с объяснениями своих действий.
- Если вашему чаду более 10–12 лет, то ваша задача — класть книги на видное место, самим правильно общаться и давать ребенку право на ошибку.
Конечно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. У каждого свое время принятия метода. Очень сложно не срываться и удерживать правильную линию разговора. Никто не застрахован от ошибок. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут!
Автор: Антонина Решетилова, тренер клуба КРОСС, семейный психолог, конфликтолог.