Найти тему

Блогером стать легко, но быть успешным, полезным и оплачиваемым специалистом - сложнее в разы!

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр. На мой блог подписано более 5 тысяч человек, на Дзен меня читает от 150 до 200 тысяч пользователей в месяц. Что я могу сказать? Стать просто блогером - легко, а успешным блогером - очень тяжело!

Свой блог я завела в 2018 году, сейчас на очереди - развитие YouTube-канала. Да, я не достигла миллионов на всех этих площадках, но количество подписчиков никогда не указывает на качество контента в нём. Поэтому, если вы новичок в блогинге, я хочу рассказать вам о типичных ошибках, которые совершала я или многие другие блогеры, что очень сильно сказалось на их репутации. Кто-то терял запал к своему блогу и просто уходил - и такое бывает.

Вредные советы блогеру-новичку

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020
  • Не составляйте контент-планы и не делайте графики, вы же не на работе!

Я не знаю, почему блогеры популяризованы в массе, как бездельники, которые сидят, разговаривают перед камерой и зарабатывают на этом миллионы. Может быть, такие единицы среди миллионов блогеров мира есть, но даже всеми ненавистная Ивлеева начинала с того, что без команды записывала юмористические скетчи на телефон, а это уже - труд и многого стоит. Нужно уметь быть смешным, развивать артистичность и харизму, даже рассказать анекдот смешно умеют не все. Да и если людям нравятся "красивые дурочки" (как любят её называть в сим) - то дело в обществе, а не в самой блогерке, ведь так?

Регулярность и контент-план - первая золотая заповедь успешного блогера. Я долго искала свой удобный вид планирования и остановилась на обычном школьном дневнике:

Фото автора
Фото автора

Контент-план нужен для того, чтобы пропадала иллюзия того, что блог - не работа (а говорить вам это будут ежедневно и все, кому не лень). График не даст вам расслабиться или что-то забыть.

  • продвигайте свой блог, когда он ещё не "упакован"

Когда я только сказала, что подумываю о том, чтобы рекламировать чужие блоги - меня завалили предложениями. Чего я только не видела - блоги с контентом "я, моя нога, кот, снова кот, тоже я, но с макияжем" или "селфи, природа, селфи, башенка из туалетной бумаги, кот" - всё сфотографировано "на тапок" и даже хуже. Естественно, всем я отказала. Всё это - личные блоги, но никак не блоги, на которых можно зарабатывать, если нет чёткой идеи и концепции. У блога должна быть идея, визуал, какая-то ценность. Например, в своём блоге я рассказываю подписчикам о фотографии, макияже, в целом о творчестве, но если отмотать мою ленту до 2018-го, тексты будут примерно такие:

Как думаете, я похожа на эльфийку-чародейку из Новиграда? Или лесную ведьму? А может у тебя другая ассоциация? Расскажи мне в комментариях!
Зеленые линзы Cloud "Green"
*хэштеги, конец поста*
Фото автора, 2018
Фото автора, 2018

Брр! Даже читать такое теперь стыдно!

  • покупайте рекламу у всех подряд

Лично я думаю, что сейчас покупать рекламу - это выбрасывать деньги на ветер. Люди уже пресытились этой рекламой, а блогеры с более-менее крупой аудиторией ставят совсем бешенные ценники. Да, нужно по-прежнему охватывать больше площадок, где ты заявишь о себе - давать интервью, делать коллаборации, создавать свои продукты - обучающие программы и курсы, писать книги, осваивать соцсети нового поколения, например, Тикток. Да, это сложнее и дольше, но результат того стоит.

  • гивы и сомнительные акции - ваше любимое средство

Хоть я и не подписана ни на одного российского блогера, я полностью поддерживаю Иду Галич, которая называет гивы - "сс*ными" - то машину разыгрывают, то айфон, то миллион. Кто победитель? А концов не найти! Как говорится, а был ли мальчик? Именно поэтому к такого рода мероприятиям многие относятся скептически, а кто верит - отписывается после даты оглашения победителя. Вы не интересны зрителю, ему интересно только выиграть приз.

У меня у самой сейчас проходит розыгрыш палетки для макияжа Джеффри Стар за репост, что тоже можно считать своеобразным гивом (мой первый опыт). И я бы не сказала, что это рабочий инструмент - на призах разориться можно, а приход - мизерный. Уж лучше проводить творческие конкурсы с меньшим количеством участников, зато целевая аудитория будет моей.

  • меняйте тематику каждые полгода

Я не меняла тематику своего блога с дня его основания, хоть она и довольно обширная. Я пишу о косплее, о волнующих меня социальных проблемах, фильмах и играх, которые мне нравятся, макияже, изготовлении реквизита. Весь мой блог пропитан творчеством - в этом вся я, и в этом - моя аудитория. Представьте, завтра я начну писать о разведении собак и фитнесе? Да мои подписчики просто разбегутся! Это всё равно, если бы девушка-автор блога о детях стала вещать о токарном деле :)

  • главное - цифры, накрутка аккаунта - это дёшево и полезно

Мне довольно грустно наблюдать, как у кого-то по 100 тысяч подписчиков - а на деле это почти гоголевские "души", т.е. в реальности с реальными людьми ничего общего не имеющие. Как правило, накрутка губит аккаунты на любой платформе! Даже если автор такого блога взял себя в руки и стал производить качественный контент, для соцсети он в "чёрном списке" навсегда. Да и у людей к таким обманщикам отношение скептическое.

От "душ" страдают блогеры, которые даже не накручивают свои аккаунты, потому что существуют "массфолловеры" - устаревшая система автоматической подписки в стиле "авось и на меня подпишутся, а я как отпишусь!" - блог буквально обрастает "бесполезными" подписчиками. Подобные аккаунты не взаимодействуют с вашими публикациями, влияя на общую статистику, естественно, негативно. Представьте, что все ваши подписчики - зрители в театральном зале, сидящие на мягких бархатных стульях, готовые сорваться на овации. Масс-фолловеры - это те, кто не смотрит "представление" и ноги его направлены к выходу, а взгляд направлен на буфет, вы им не интересны.

  • берите от жизни всё и используйте скандальную репутацию в продвижении

Думаю, здесь и объяснять не надо - некоторые девушки и парни идут на телеканалы, чтобы принять участие в скандальной передаче. На них подписываются зеваки, кто ещё в своём уме содержать зомбоящик в доме, как правило - это токсичные люди. Вы хотя бы раз заглядывали в комментарии любой российской звезды эстрады? Там столько грязи, что картошку сажать можно! Когда скандал исчерпан - люди просто уйдут, ведь они пришли потыкать в вас палочкой, как в зоопарке.

Фото автора
Фото автора
  • слепо следуйте трендам, а не своим увлечениям

Другими словами - будете делать только то, что модно - быстро потеряете себя, а блог станет не радостным делом, а обузой. Исследовать тренды - это важно, важно брать какие-то на вооружение, но только те, что гармонично впишутся в вашу тематику и стилистику.

  • пишете для себя, а не для аудитории

Исследовать интересы своей аудитории - очень важно! Моя аудитория, в большинстве - творческие девушки и парни от 15 до 30 лет, любители фотографии, начинающие визажисты и блогеры-новички. Именно поэтому я пишу о том, в чём разбираюсь, но в то же время - для своей аудитории. Другими словами, я смогу разложить теорию эволюции на пальцах, но никто из моих подписчиков это не оценит, ведь у меня не блог о популяризации науки и биологии.

  • не взаимодействуйте с аудиторией или делайте это токсично

Каюсь, на Дзене иногда я могу ввернуть красного словца по отношению к хейтерам, но хуже автора-хама только те, кто вовсе своим читателям не отвечают на вопросы и комментарии. Я стараюсь ответить всем, честно! Каждому - если не сказать спасибо, то хотя бы лайкнуть комментарий, но увы, 24 часов в сутках недостаточно, чтобы лично и каждому адресовать парочку строк.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020
  • хорошие тексты никому не нужны, ведь их никто не читает

Самый, на мой взгляд, недооценённый формат для блога - текст. Многие говорят:

- Я не умею писать тексты, это не моё, всё равно их никто не читает

Читают, ой, как читают! И многие подписываются на мой блог исключительно из-за моих полезных текстов и лёгкого слога. Умение писать тексты - это такая же творческая мышца, как умение краситься или позировать - чем чаще делаешь, тем лучше получается.

  • плагиат - хороший способ генерации идей

Одно - вдохновляться, делать в своё стиле, а совсем другое - выдавать идею за свою. Я всегда, без исключения, отмечаю авторов идей, если я в состоянии это сделать. Иногда идея становится "народным достоянием" - уже и непонятно, кого отмечать.

Коллаж автора
Коллаж автора
  • работайте на 2 аудитории и пишите свои тексты на двух языках

Каюсь, и у меня был такой "заскок" - я писала текст на русском, примерно на 1000 знаков, переводила коряво при помощи своих скудных знаний и переводчика, и делала такой текст в посте, мол, вот тут английский, а русский читайте ниже на 2 абзаца.

Решите для себя, на какую аудиторию работаете - русскую или зарубежную, во-первых, потому что на 1000 знаков особо никаких идей "на бумагу" не выместишь. Второе - не являясь носителем языка, мы делаем массу ошибок в письме и вряд ли кому-то будем полезны. Ну, и третье, если у вас 90% людей в блоге говорят по-русски, то зачем им английский текст в начале? Неуважение какое-то! Если так хочется работать на 2 аудитории - сделайте 2 блога. Да и вообще, давно уже есть встроенная функция перевода текста в большинстве соцсетей и сайтов.

  • сразу пытайтесь втюхать что-то своей аудитории, ведь блог должен окупаться

Рекламируйте ставки и неопознанные средства для ухода за кожей - подписчики точно скажут вам "спасибо" и...отпишутся навсегда. Если хотите монетизировать блог - делайте это "по-белому" и грамотно. Может быть, вы прирожденный учитель? Или глубоко в вас спит писатель-фантаст?

  • блог - это халява, работать на качество не нужно

Примерно вот так мой блог выглядел 2 года назад:

-7

Да, у меня не было хорошего фона, хорошего света, знаний в макияже, но я работала на повышение качества и до сих пор работаю над этим! Сейчас мой блог выглядит так, и кто знает, может быть, через год он станет ещё качественнее? С каждым годом планка в качестве контента растёт, и я не хочу остаться позади!

-8
  • делись всем, даже особо личным!

Ну, и последний совет! Многие не разделяют свою личность и блог, делясь абсолютно всем. Да, делиться личным опытом и историями с читателями - полезно и для вас (своеобразная психотерапия и рефлексия) и для блога (повышается уровень доверия между автором и читателями), однако так или иначе, только сои самые близкие друзья и родственники знают меня "настоящую". С другой стороны, и красивую нереальную ширму из себя создавать не стоит. Люди чувствуют фальшь за километр, поэтому просто найдите устраивающий вас баланс.

Все мы, так или иначе, играем какую-то роль, так ведь?

Спасибо за прочтение!