В 1936 г. армейской авиации понадобился преемник бомбардировщика-биплана Ki-3 фирмы Кавасаки. Основным недостатком самолета был ненадежный мотор Kawasaki Ha-2. Большая часть бомбардировщиков выбыла из строя раньше положенного срока.
Новый легкий одномоторный бомбардировщик должен был развивать скорость 400 км/ч на высоте 3 000 м, подниматься на такую высоту за 8 минут, нести бомбовую нагрузку 300 - 450 кг на крейсерской скорости 300 км/ч. Иметь оборонительное вооружение из 7,7-мм курсового пулемета и пулемета у стрелка. Рабочий потолок определяли в 2 000 м, дальность полета 750 км.
Самолет должен был осуществлять бомбардировку с пикирования.
На него должны были поставить двигатели воздушного охлаждения Мицубиси На-6 (825 л. с.) или Накадзима На-5 (850 л. с.).
В конкурсе на разработку участвовали только Мицубиси и Кавасаки с проектами Ki-30 и Ki-32 соответственно.
Кавасаки представила моноплан с неубирающимся шасси с двигателем собственной разработки На-9. Самолет имел хорошие летные данные и мог бомбить с пикирования, но все портил недоведенный двигатель.
На фирме Мицубиси проект поручили молодым инженерам Кавано, Оки и Мидзуно, курировал разработку полковник Комамура. Первоначально для Кi-30 планировалось сделать убирающиеся стойки шасси, но при проработке механизма уборки выяснилось, что конструкция усложняется, а выигрыш в скорости не компенсирует выросший взлетный вес.
Как на Ю-87 сделали шасси не убираемыми в специальных обтекателях.
По моему мнению это было ошибкой, при поступлении более мощного мотора убираемое шасси окупилось бы.
Пилот и стрелок закрывались одним общим фонарем, конструкция позволила иметь закрытый бомбоотсек, он мог вмещать или 20 15-кг бомб, 3 100-кг или одну 250-кг. На подкрыльевых узлах подвесили еще две 100 кг или четыре 50-кг бомбы.
Створки бомбоотсека открывались гидроприводом. В левой стойке шасси был 7,7-мм пулемет Тип 89, копия английского Виккерс-Е. У стрелка сзади был подвижный пулемет Тип 89 (Виккерс-F). Позже ставили пулеметы Те-4 калибра 7,7-мм и Тип 98, копия немецкого MG 15.
В серии пулемет перенесли с шасси на левую консоль. Боекомплект курсового пулемета составлял 200 патронов. Для заднего пулемета было шесть магазинов по 96 патронов.
У машины был простой механический прицел, который крепился перед фонарем перекрестием и мушкой.
На самолет хотели поставить мотор Мицубиси На-6 модель 21 - 950 л. с. на взлетном режиме.
Первый прототип с На-6 и трехлопастным винтом изменяемого шага полетел 28 февраля 1937 г. под управлением пилота Ямагучи с аэродрома Кагамигахара.
Но мотор так и не стали ставить на самолет, технический отдел армейской авиации распорядился поставить мотор "Накадзима" На-5 (850 л. с.), силовую установку заменили, так как по размерам и весу оба мотора были схожи.
Плюсом "Накадзимы" было наличие центробежного нагнетателя, который не давал провала мощности в связи с набором высоты. Позже мощность мотора удалось поднять до 950 л. с.
Самолеты хотя и были закончены с двухмесячным отставанием от графика и немного перетяжелены, летные характеристики были удовлетворительными. На высоте 4 000 м Кi-30 развивал скорость 423 км/ч, что оправдывало самые оптимистичные ожидания.
Минусом было то, что самолет не мог бомбить с пикирования. Поэтому решили пока остановиться на таком самолете, а пикировщиком сделать Ki-51.
В марте 1938 г. Кi-30 запустили в серию как легкий бомбардировщик тип 97 на заводе "Мицубиси" в Нагое.
Серийный самолет имел следующие характеристики. С мотором Мицубиси Ха-6 мощностью 950 л.с. Развивал максимальную скорость 432 км/ч, практическая дальность 1700 км. Максимальная скороподъемность 500 м/мин. Практический потолок 8570 м. Экипаж 2 чел.
Бомбовая нагрузка нормальная - 300 кг, максимальная - 450 кг. Один курсовой крыльевой 7,7-мм пулемет тип 89 и один оборонительный 7,7-мм пулемет тип. 89 на подвижной установке в конце кабины.
Воевать самолет начал в Китаев в 1938 г., где он себя хорошо зарекомендовал. Бомбардировщик поступил в 10-й сэнтай (авиагруппа из четырех эскадрилий), который находился в Манчжурии, до конца 1938 г. на новую матчасть переучили экипажи 30-го и 31-го сэнтаев армейской авиации.
В 1941 г. бомбардировщики Ki-30 были основным костяком армейской бомбардировочной авиации в Китае, наряду с двухмоторным Ki-21, самолет Кавасаки Ki-32 был вытеснен из первой линии.
Бомбардировщики воевали с СССР во время боев у реки Халхин Гол ("Номоганский инцидент").
27 июня 1939 г. бомбардировщики под прикрытием истребителей Ki-27 вступили в бой с советскими И-15 и И-16, краснозвездные истребители не дали возможность сбросить бомбы прицельно.
21 августа 1939 г. шесть Кi-30 отбомбились по бомбардировщикам СБ и сожгли два из них.
Бомбардировщики также наносили удар по советской транспортной колонне.
За все время боев было потеряно 16 Ki-30.
В Китае также была доказана эффективность новой машины.
К моменту вступления Японии во вторую мировую войну бомбардировщики Ki-30 составляли основу легкобомбардировочной авиации армии. Американцы присвоили самолету кличку "Энн".
Когда в небе Китая начали появляться обученные английские и американские летчики, набрали опыт китайцы, проявились недостатки этих машин: низкая скорость, слабое вооружение и слабая живучесть.
Если Ki-30 надежно прикрывались истребителями, они были эффективны, но если вражеские пилоты прорывались к Ki-30 они могли сбить много самолетов.
20 декабря 1941 г. добровольцы из группы "Летающие Тигры2 подполковника Клэра Шенно на Р-40B и C из 1-й и 2-й эскадрильи перехватили десять японских бомбардировщиков Ki-48 и сбили девять из них. При этом потеряли одну машину.
Через три дня первый бой провела 3-я эскадрилья "Тигров" и англичане на истребителях "Буффало", они атаковали бомбардировщики Ki-21 и Кi-30, которые шли бомбить Рангун под прикрытием истребителей Ki-27. По итогам американцы заявили, что сбили девять Ki-21 и один Кi-30, при этом потеряли четыре машины и двух пилотов.
23 января американцы сбили семь истребителей Кi-27, летчик Бартлинг был подбит и сел на вынужденную разбив машину. Через час сбили шесть Кi-30, один американец был сбит и расстрелян японцами в воздухе, когда висел на стропах парашюта.
22 декабря 1941 г. 16-й сентай предпринял налет на Батаан. 24 Кi-30 шли без прикрытия истребителей. Внезапно налетели восемь истребителей Р-40Е и два Р-36 из остатков 24-й истребительной группы США. Американцы потеряли две машины, но сбили 11 бомбардировщиков. Один пилот был ранен в лицо осколками разбитого фонаря.
Последним участком где применялись бомбардировщики Ki-30 были боевые действия в Бирме.
23 декабря 1941 г. бомбардировщики атаковали Рангун и его аэродромы.
5 января 1942 г. бомбардировщики вместе с истребителями бомбили аэродром Мингаладон.
10 января 1942 г. четыре Харрикейна на аэродроме Мехсон уничтожили два Кi-30 31-го сентая.
23 января 1942 г. в ходе дневного налета на Мингаладон бомбардировщики Кi-30 разминулись со своими истребителями и полетели на цель без сопровождения. 12 P-40 китайских ВВС сбили один бомбер, 3 были сильно повреждены и пропали без вести на обратном пути, еще 7 были повреждены. На цель упали только 2 бомбы.
От воздушного боя с опоздавшими японскими истребителями P-40 уклонились.
24 января 1942 г. японцы снова бомбили Мингаладон уничтожив два "Бленхейма".
30 января 1942 г. бомбардировщики Кi-30 31-го сентая в ходе четырех налетов на город Моулмейн, без прикрытия истребителями потеряли два самолета от действия старых бипланов "Хоукер" "Фьюри" Бирманских ВВС.
Во второй половине 1942 г. бомбардировщики начали убирать из боевых частей в учебные части. Уцелевшие к 1945 г. самолеты использовали для самоубийственных атак в битве за Окинаву.
В целом самолет разделил судьбу немецкого Ю-87, который мог успешно применяться в случае господства в воздухе своей авиации.
Спасибо за прочтение.
Уголок неба. Е. Аранов Кi-30.