Дигорское общество находилось в ущелье реки Ираф (или Урух).
Дигория граничила с Балкарией на западе (Балкарцы и их дружба с осетинами). На юге соседями дигорцев были грузины-рачинцы (Грузины и осетины – это разные народы. Значение осетин в жизни грузин), на севере – кабардинцами (Отношения кабардинцев и осетин), на востоке – алагирцы (Кто такие алагирцы? Их связь с осетинами).
Климатические условия в Дигории были мягче, в отличие от других регионов на Кавказе, соответственно и земли здесь были плодороднее, чем у обществ на севере. По этой причине дигорское население росло быстрее и у них успешнее продвигалась хозяйственная деятельность. Многие осетины с других ущелий перемещались в эту местность в поисках лучших условий для жизни.
Территория Дигорского общества была поделена на несколько частей. Хотя ранее эти земли принадлежали независимым гражданским общинам.
Тапан-Дигория – это северо-восточные и центральные земли, там находились Задалеск, Ханаз Махческ, Нар, Мацута и прочие поселения. Уаллагком – юго-восточная часть, куда входили: поселения Дунта, Камунта, Галиат, Хонсар, Ахсиаг. Стур-Дигория – юго-западный регион с поселениями Стур-Дигора, Моска, Куссу, Одола, Ахсаргин.
В 17-18 вв. власть в Дигории была в руках у феодалов. В Тапан-Дигории и Уаллагкоме – у баделиата (привилегированное сословие в Осетии или по-другому осетинская аристократия), в Стур-Дигории – у царгасата (один из осетинских княжеских родов на западе).
Единственные общины, которые продолжали сохранять демократическое самоуправление, были Донифарс и Лезгор. Они находились в северо-западной части ущелья. Причём сильные фамилии, существовавшие в этих общинах, не имели существенного влияния в обществе.
Простой дигорский народ разделялся на четыре сословия уездоны-адамихат, хехезы-фарсаглаги, кумайаги и косаги (Осетинские холопы). Об этих сословиях речь пойдёт в следующих статьях.
Ещё по этой теме:
Кто такой "уаздан" у осетин?
Кто такие тагаурцы?
Кто чувствовал себя полноправным хозяином Дарьяльской дороги?
Кто такие фарсаглаги у осетин и тагаурцев?
Почему крепостные желали оставаться в зависимости от их хозяев в Осетии?
Как многие кавказцы сохраняли "чистоту крови" и доказывали своё мужское достоинство?