Завтра Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Есть некоторая опасность воспринимать этот праздник как что-то вроде профессионального дня. Есть день железнодорожника, есть день медика, рыбака и сотрудника МВД, а есть день ангела. Действительно, даже в самом этом слове заложен «функциональный» смысл. Ангел — посыльный, почтальон, некое связующее звено между нами и Богом. Все это, конечно, так, но только творение Божие в собственном смысле не может быть для «чего то». Я думаю, даже растения, звери и птицы сотворены не только для того, чтобы мы их ели или любовались ими, а… вообще ни для чего. Просто потому, что Бог — это любовь и создает нечто отличное от себя и притом такое, которое различается в самом себе, является множеством непохожих друг на друга индивидуальностей. Конечно, и другой человек для нас не может быть только средством, он всегда «цель в себе». То же самое, безусловно, можно сказать и об ангеле, который хоть и служит Богу (и ради Бога — человеку), но в первую очередь ценен в глазах Божиих как уникальное творение.
А если есть уникальное творение, то есть и уникальный нравственный выбор. Мне кажется, в этом тоже суть «ангельского» праздника 21 ноября. Часто в нашей жизн бывают ситуации, когда нам нужно пинять решение быстро, почти мгновенно, иначе вся наша жизнь может пойти под откос, перевернуться или даже прерваться. А ангел, который существует вне времени (по крайней мере, вне времянной протяженности в нашем смысле), никогда не имел отсрочки для того, чтобы обдумать свой нравственный выбор. Архангел Михаил, о че нам сообщает Предание, еще до сотворения мира выбрал сторону Бога. А другие ангелы столь же быстро выбрали зло… Нам нужно стремиться к тому, чтобы путем душевного очищения, путем систематического не-делания греха, мы получали ангельскую способность к быстрому различению добра и зла и столь же быстрому выбору. «Написано у апостола Павла, — рассуждает Антоний Великий, — что «совершенных есть твердая пища» (Евр. 5:14). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, — ни человек, ни дьявол».