В США продолжается веселье с тираннозаврами.
Сначала 6 октября на аукционе «Кристи» был продан скелет тираннозавра по прозвищу «Стэн». Продали его за рекордную сумму: 31 847 500 долларов или 2 424 470 556 рублей по курсу на 20 ноября. Предыдущий рекорд принадлежал другому тираннозавру — Сью, которую в 1997 году продали за 8,36 млн долларов. Сегодня Сью стоит в чикагском музее.
Собственно, это все, что пишут об этом событии наши СМИ (по крайней мере, мне более подробных заметок не попадалось). А ведь это только начало. Продажа Стэна вызывает сразу несколько вопросов:
- Его больше нельзя изучать. Теоретически, новый владелец может подарить скелет музею или еще как-то обеспечить доступ ученых, а может — поставить у себя на даче, чтобы порадовать внуков. И как тогда быть ученым? Конечно, есть нюансы: Стэна изучают уже почти 30 лет, так что о нем вроде бы известно все, что можно. Кроме того, это самый копируемый скелет тираннозавра в мире. За относительно вменяемые 120 000 долларов можно купить точную копию у Black Hills institute (http://www.bhigr.com/store/product.php?productid=46&cat=2&page=1), владельца (теперь уже бывшего) скелета и изучать в свое удовольствие. И таких копий в разных музеях уже несколько десятков. Я, например, видел копию Стэна в палеонтологическом музее Брюсселя.
Так что вроде бы изучать отдельные кости можно. Конечно, копию не просветишь на томографе, не сделаешь распил кости, чтобы изучить внутреннюю структуру, но хоть что-то.
- Непонятно, как быть с уже опубликованными исследованиями. Один из важнейших критериев научного знания — проверяемость. Ученые неспроста пишут в статья конкретные обозначения окаменелостей. Это чтобы другой ученый мог, если что, приехать в тот же музей и заново измерить ту же кость. Со Стэном такой возможности больше нет. Да, остались копии, но я не знаю, насколько они подходят для научного изучения.
- Это создает неприятный прецедент для нелегальной торговли окаменелостями. Люди увидят, что потенциально окаменелость можно продать за бешеные деньги, и новые находки будут скорее перепродавать коммерческим структурам, чем музеям, у которых просто нет таких денег.
- Непонятно, зачем столько денег тратить на один-единственный скелет. Нашлись умельцы, которые подсчитали, что если эту сумму инвестировать хотя бы под 5% годовых, то на одни проценты можно финансировать порядка 80 экспедиций в сезон. Каждый год, до бесконечности, так как основная сумма будет нетронутой. Сколько новых тираннозавров могут найти 80 экспедиций?
Учитывая все это, Общество палеонтологии позвоночных даже написали в адрес аукциона открытое письмо с просьбой ограничить список потенциальных покупателей только музеями и общественными организациями. Как видим, просьбу не удовлетворили.
На все вопросы ответ один: частная собственность. Согласно американским законам, если вы нашли окаменелость на федеральной земле, ее нужно передать в музей. Если на частной — она принадлежит владельцу земли. Ну или как вы с ним договорились.
Стэн был найден на частной земле, поэтому он всегда и был в частной собственности. Так что Black Hills Institute имел полное право его продать, а неизвестный покупатель — купить. Лично я не уверен, что будь у меня свободные 2,5 миллиарда рублей, я потратил бы их именно на тираннозавра.
Впрочем, есть и хорошие новости. Есть в Америке еще один прекрасный экземпляр под названием «Динозары-дуэлянты» (Dueling Dinosaurs). Это глыба камня, в которой сохранились трицератопс и молодой тираннозавр, и нашли его еще в 2006 году. Все эти годы находка принадлежала частному владельцу, но в ноябре этого года ее выкупили за неназванную сумму и передали в музей Северной Каролины. Согласно сайту музея, в глыбе находится первый в истории на 100% сохранившийся скелет тираннозавра. Вроде бы даже отпечатки мягких тканей есть. Неужели мы наконец-то раз и навсегда узнаем, были ли перья у молодых тираннозавров?
Выставка под названием Dueling Dinosaurs откроется в 2024 году. А пока находку изучают ученые, которые облизываются на нее уже 14 лет.
Ждем первых статей и монографий.