20 ноября 2020 года на судостроительном комплексе "Звезда" в Большом Камне началась резка стали для первого (пилотного) российского газововоза СПГ. Судно ледового класса Arc7 строится по заказу "Совкомфлота" в интересах "Новатэка" для работы на проекте "Арктик СПГ 2". Всего "Звезда" должна построить пятнадцать таких газовозов.
Подобные #танкеры уже работают в России на проекте "Ямал СПГ". Их строительство велось на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) в количестве пятнадцати единиц. Самый известный из серии газовозов – головной "Кристоф де Маржери".
Для проекта "Арктик СПГ 2" планируется построить 21 газовоз двух типов (подробнее об этом можно прочитать здесь). 15 судов строит "Звезда" в технологическом партнёрстве с Samsung Heavy Industries (SHI). Ещё 6 судов строит уже упомянутая DSME.
В официальных сообщениях о прошедшей церемонии на "Звезде" есть дополнительная информация о технических характеристиках #судна, а также об отличиях между российскими и южнокорейскими газовозами.
Длина и ширина
Газовозы российской постройки будут иметь длину 300 м, ширину – 48,8 м, вместимость грузовых танков – 172,6 тыс. куб. м. Как отмечается, выбранные инженерные решения обеспечат судам более высокую, по сравнению с газовозами предыдущего поколения, скорость движения и маневренность во льду.
Вместе с тем, по данным "Совкомфлота", новые танкеры от DSME будут иметь длину 299,9 м и ширину 47,4 м.
Винторулевые колонки
Пилотный газовоз от "Звезды" будет оснащён тремя винторулевыми колонками общей мощностью 45 МВт (3х15 МВт). Производителем оборудования является совместное предприятие нефтяной компании "Роснефть" и General Electric – расположенный в Большом Камне завод "Сапфир".
В Южной Корее, как и на газовозах первого поколения, будут устанавливать винторулевые колонки ABB. Однако, по данным производителя, их общая мощность будет повышена до 51 МВт (3х17 МВт).
Система хранения СПГ
"Звезда" будет устанавливать мембранную систему Mark III. Ранее верфь получила международную лицензию на работу с данной системой. Кроме того, у "Звезды" заключено лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT).
Какую мембранную систему будет использовать DSME пока не известно. С большой степенью вероятности, такую же.
Сроки строительства
Свой первый газовоз "Звезда" должна сдать в марте 2023 года, DSME – в феврале 2023 года.
Стоит отметить, что из-за отсутствия опыта российская #верфь находится в более сложном положении. С другой стороны, "Звезда" пользуется поддержкой руководства страны и, как следствие, значительными финансовыми ресурсами. Позволит ли это достичь желаемого результата, покажет время.