Найти в Дзене
Полифония онлайн

Почему архитектура это застывшая музыка

Действительно, между этими искусствами много общего, хотя на первый взгляд это неочевидно. Наверняка, вы слышали крылатое выражение Фридриха Шеллинга, почему же музыка и искусство строительства зданий так связаны?

Форма любого художественного произведения это, во-первых, эстетическое средство выражения содержания и, во-вторых, строение, конструкция этого произведения. Содержанием художественного произведения занимается - эстетика и философия искусства. Мировоззрение и философия творцов той или иной эпохи влияют на содержание произведений. Так как форма и содержание представляют собой неразделимое единство, если изменить содержание, изменится и форма. Обратное тоже верно.

Музыка представляет из себя «слияние моментов». Также как в архитектуре, в музыке есть своя система измерений, в основе которой лежит музыкальный метр. Мотивы - мельчайшие строительные единицы в музыке складываются в более крупные формы - периоды, предложения. Точно, как кирпичи или брёвна складываются в комнаты и этажи. Иногда эти элементы двух искусств даже графически схожи.

Характерные черты эпохи Барокко - причудливые архитектурные украшения и мелизматика в музыке. Посмотрите, насколько даже внешне нотная графика и барочная лепнина напоминают друг друга!

Скрипичная соната И.С.Баха и архитектурные украшения барокко.
Скрипичная соната И.С.Баха и архитектурные украшения барокко.

Церковь Спаса в Копенгагене - ещё один пример архитектуры барокко. Известна своим спиральным шпилем, винтовой лестницей и карильоном, который играет в течение дня различную музыку. По лестнице можно подняться на вершину, откуда открывается обширный вид на центр Копенгагена. На спираль похожа каноническая секвенция, и каноническая имитация, формы, без которых музыку барокко невозможно представить.

Классицизм. Название стиля происходит от латинского classicus, образцовый. Художественное совершенство формы и содержания вдохновляло классиков и поэтому для классицизма характерны стройность форм, красота пропорций. Важная характеристика классицизма в архитектуре это осевая симметрия: симметричный дворец, расположенный по оси напротив такого же симметричного парка.

Людвигсбургская резиденция
Людвигсбургская резиденция

В музыке с архитектурным стилем "рифмуются" симметричные формы.
Симметрия выражается в том, что первая и третья части пьесы одинаковы и образуют "арку" на уровне формы , поэтому схематически обозначаются: АВА.
К симметричным формам относятся классическое рондо, (трёхпятичастные, трёхчастные двойные и трёхчастные с повторением частей, со схемами авава и авав1, АВАСА (рондо)).
Пример классического рондо - 1-я часть сонаты Моцарта ор. 547:

На смену классицизму (и как реакция на него) приходит романтизм. Времена романтизма, эпоха чувств, переживаний, фантазий и грёз, противоречий между реальностью и миром фантазий. Время "демонизации" лирического героя, и поставление его над моралью, возвышение над общей массой людей. В эту эпоху личность героя стала определять содержание в искусстве и, также, это пора особого интереса к эпосу и мифологии. Архитектура стала приобретать сказочные и фантастические черты.

Высоко в горах стоит знаменитый замок Нойшвантайн, не только памятник архитектуры романтизма, но и памятник преданности короля Людвига II его обожаемому другу, Рихарду Вагнеру.

Король назвал его "новый лебединый утёс", в честь вагнеровского героя Лоэнгрина. Это одно из самых популярных среди туристов мест на юге Германии около городка Фюссен.

В музыке романтический стиль повлиял на музыкальную форму и гармонию. В гармонии романтизма появляются модуляции и отклонения в далёкие тональности, яркие аккордовые сопоставления. Для формы характерны разного рода "диффузии" и мутации, как бы её размывание. Например, помещение структур развивающих форму в экспозиционные разделы:

Асимметрия, стихийность появляется и в архитектуре, и в музыке. В середине-конце 19 в. в архитектуре зарождается направление неоготика.
Сопротивление романтизма повлияло и на живопись. Возникает романтической стиль письма, для которого характерно
сочетание двух значимых проявлений романтического стиля - выражения чувств и интереса к эпосу и мифологии. На картинах художников-романтиков соседствуют изображение чувственности и древних руин.

Почему архитектура это застывшая музыка? Средневековье