Как получить электронную подпись? Какие документы необходимы для выпуска ключа электронной подписи?
Как мы освещали в статье, посвященной видам ЭП, в зависимости от цели ее применения, можно оформить три вида ЭП: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронная подпись.
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ЭП?
Усиленную квалифицированную электронную подпись можно получить только в специальных удостоверяющих центрах, которые прошли государственную аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень таких удостоверяющих центров размещен на сайте Минкомсвязи России ( https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/).
Электронная подпись для государственных заказчиков выдается удостоверяющим центром Федерального казначейства ( roskazna.ru/gis/udostoveryayushhij-centr).
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ВЫПУСКА КЛЮЧА ЭП?
Для создания ЭП нужен ключ электронной подписи, который представляет собой уникальную последовательность символов. С ним связан ключ проверки электронной подписи - это уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом ЭП и предназначенная для проверки подлинности ЭП.
Порядок создания и выдачи сертификатов ключа (далее по тексту – СКП) проверки ЭП устанавливается конкретным удостоверяющим центром.
Тем не менее, перечень предоставляемых документов в удостоверяющий центр, примерно одинаков. Для получения ЭП заявителю необходимо представить:
1) заявку на создание СКП;
2) заявление на изготовление СКП;
Заявление заполняется автоматически на основании сведений, содержащихся в заявке. Заявление должен собственноручно подписать владелец ЭП. Его подпись должна быть такой же, как в паспорте.
3) паспорт владельца ЭП;
ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ? КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ?
В том случае, если владелец сертификата ЭП – иностранец, то в качестве документа, удостоверяющего личность, могут быть предоставлены:
- паспорт иностранца с нотариально заверенным переводом;
- либо удостоверение личности – это для граждан Республики Казахстан, Республики Кыргызстан;
- либо вид на жительство, выданный УФМС РФ;
- либо разрешение на временное проживание;
- либо удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ - касается граждан Украины.
4) СНИЛС или универсальную электронную карту владельца ЭП;
5) доверенность на полномочного представителя.
Доверенность нужна в том случае, если за получением ЭП обратится не сам руководитель компании. Заявитель должен представить оригинал доверенности, подписанной руководителем и владельцем ЭП.
Если заявителем является иностранная компания, то дополнительно к перечисленному пакету документов она должна предоставить свидетельство о постановке на учет в российском налоговом органе.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
Определенные требования предъявляются и к самим документам:
- документы не должны быть повреждены или испорчены;
- документы иностранца должны быть переведены на русский язык. Перевод документа должен быть нотариально заверен;
- доверенности и заявление на изготовление СКП не могут быть подписаны факсимильной подписью. Допускается только собственноручная подпись.
Для оформления заявки на получение ключа ЭП заявитель должен прийти в удостоверяющий центр с пакетом документов либо вызвать специалиста удостоверяющего центра в свою компанию.
Как правило, за выдачу квалифицированного сертификата удостоверяющим центром взымается плата. Стоимость услуг зависит от вида ЭП и ценовой политики удостоверяющего центра, который ее оформляет.
Срок действия СКП, как правило, составляет один год.
Для работы с ЭП у заявителя должна быть установлена специальная программа КриптоПро.
С помощью этой программы генерируется ЭП и осуществляются другие процессы, связанные с шифрованием информации.
ПЕРЕВОД КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ
КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЗАМЕНОЙ ЭП?
В ряде случаев требуется замена ЭП. Так, необходимо обратиться в удостоверяющий центр за заменой ЭП, если прежний владелец:
- поменял ФИО;
- изменил должность;
- уволился;
- изменились реквизиты компании. Например, компания поменяла юридический адрес, «переехала» в другую налоговую инспекцию.
Также необходимо заменить ЭП раньше времени, если в раннее выданном сертификате обнаружены ошибки либо сломался носитель ЭП.
ГОТОВИМСЯ К ПЕРЕХОДУ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ
РЕЗЮМЕ
И в завершение отметим, что ЭП существенно упрощает жизнь и позволяет оформить ее участниками безбумажный документооборот. А в период очередной волны коронавируса – это очень актуально. Как мы уже отмечали, ее могут оформить как компании, так и физические лица.
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/