Найти тему
#velonation

Пьяных водителей можно остановить, но никто этого не делает

Кто должен платить за безопасность — производители автомобилей или их покупатели? Пока ответа нет, люди продолжают гибнуть.

Национальное управление по безопасности движения на автострадах США запросило у автопроизводителей информацию об уже существующих или находящихся на финальной стадии разработки технологиях, позволяющих воспрепятствовать вождению в пьяном виде. Издание Streetblog по такому поводу рассказывает об истории подобных устройств и о том, почему они до сих пор не используются повсеместно. В США пьяное вождение — настоящая эпидемия. Нетрезвые водители убивают одного человека каждые 50 минут (иногда самих себя). Если бы детекторы алкоголя были установлены поголовно во всех американских автомобилях, это помогло бы снизить статистику летальных  ДТП на 30% и спасти больше 9 тысяч жизней в год.

ПОЧТИ ТРЕТЬ ВСЕХ АВАРИЙ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ — РЕЗУЛЬТАТ ПЬЯНОГО ВОЖДЕНИЯ

В России картина похожая. ДТП по вине пьяных водителей меньше, но в целом статистика тоже устрашающая: в 2018 году в ДТП с нетрезвыми водителем было ранено 22,3 тысячи и 4 645 человек погибли. Это тоже почти треть всех аварий со смертельным исходом.

Главное безумие в том, что технологии, которые просто не дают пьяным сесть за руль, существуют с 1969 года. Их использование — вопрос денег. В 2009 году в Америке провели исследование, которое показало, что две трети водителей согласны иметь в машине детектор алкоголя, блокирующий двигатель. Но доплачивать за такой дивайс готовы меньше половины опрошенных, даже если он будет стоить в пределах 500 долларов. Автопроизводители тоже не хотят нести лишние издержки, а их лоббисты достаточно влиятельны, поэтому федеральное правительство до сих пор не пыталось спустить такие требования «сверху».

Сейчас есть несколько способов остановить пьяного водителя — помимо очевидного дыхания «в трубочку». Это, например, технология, которая «вычисляет» пьяных, анализируя воздух в автомобиле. Или сенсоры, которые «считывают» алкоголь с кожи при попытке завести машину. Эта технология может быть неэффективной в странах, где водителям разрешается иметь минимальное содержание алкоголя в крови. Но не в России с нашими ноль промилле.

Система, распознающая алкоголь в воздухе вокруг водителя.
Система, распознающая алкоголь в воздухе вокруг водителя.

Есть и другие методы. В 2007 году Nissan представил метод определения пьяных на основе распознавания лиц. Эта же компания разработала датчики, которые определяют неадекватные, характерные для нетрезвых людей реакции, и автоматически паркуют машину в первом же безопасном месте. Volvo ещё год назад объявила, что будет оснащать свои машины системой мониторинга, которая посылает сигнал тревоги, если водитель слишком долго не может завести машину и вообще ведёт себя заторможено, что характерно для пьяных людей.

ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ СПАСУТ ТЫСЯЧИ ЖИЗНЕЙ, УЖЕ ЕСТЬ — ОСТАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ ГОЛОСА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ

Streetblog надеется, что Национальное управление по безопасности движения на автострадах  сделало свой запрос не просто так, а чтобы вернуть сенат США к обсуждению вопроса об обязательном оснащении всех автомобилей системами, исключающими нетрезвое вождение (такой вопрос выносился раньше, но решение по нему не приняли). И хотят показать законодателям, что необходимые технологии уже есть — осталось только проголосовать.

Понятно, что лучше бы пьяные имели голову на плечах и просто не садились за руль — было бы проще и дешевле. Но ведь на то они и пьяные, чтобы принимать плохие решения. В этом смысле детекторы алкоголя — такой же инструмент, как подушки или ремни безопасности, в необходимости которых когда-то, кстати говорят, тоже сомневались.