Найти в Дзене
Загадочный Север

Легенда о жертвенном олене

На Русском Севере ещё сто лет назад бытовала легенда о жертвенном олене, который выходил к людям во время празднования дня Ильи Пророка или, в редких случаях, другого значимого церковного праздника. В то время, пока совершалось богослужение, особо назначенные люди приносили оленя в жертву. Шкуру отдавали в дар храму, а мясо варили и после службы устраивали общественный пир. В какой-то момент олень опоздал, и люди решили принести в жертву быка/барана. Олень увидел, что люди не дождались его и убежал в лес. Больше олень не возвращался, а люди продолжали сохранять традицию принесения в жертву быка или барана. Эта традиция сохранялась на некоторых приходах Олонецкой, Вологодской и Костромской губерний вплоть до начала 20 века. Легенда имела несколько вариантов, также были некоторые расхождения в традициях проведения общего пира. Где-то это происходило как благочестивое застолье после службы (Вытегорский уезд), а где-то устраивались соревнования по выхватыванию из общего котла самого крупного куска (Каргопольский уезд). По поверью, такой кусок должен был принести удачу для его обладателя, а попытки священнослужителей привести всё в порядок заканчивались неудачей.

Исследователи конца XIX начала XX века отнесли этот обычай к языческим пережиткам. При этом языческие корни могут быть как славянскими или финно-угорскими, так и греческими (древнегреческие мифы об Артемиде). В легенде об олене был найден подтекст о смене охотничьего культа к скотоводческому. Также рассматривалась гипотеза о преемственности легенды от финно-угров, в частности от саамов. В древние времена на большей части современного Русского Севера проживали саамы (или их предки – протосаамы). Так, например, на территории современного Няндомского района, где широко была распространена традиция заклания бычков на Ильин день, сплошь присутствует мощный пласт саамской (протосаамской) субстратной топонимии. Для саамов, согласно их легендам, олень Мяндаш является их первопредком. На первый взгляд, видна косвенная связь между этими легендами. Такие связи прослеживаются и в других областях севера. Легенды о жертвенном олене бытовали не только у северных русских, но и их соседей: карел и коми, что стало следствием преемственности христианских народных традиций от русского народа. В XX веке версия языческого происхождения традиции общественного пира облеченной в легенду об олене являлась основной.

Чарнолуский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Вып. 11. 1966г.
Чарнолуский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Вып. 11. 1966г.

В церковных традициях русского православия много воспринято от языческих предков, но объяснять все неведомое как древнеславянскими обычаями не совсем правильно. Легенда бытовала сугубо в северном регионе. На эти земли древнерусское население пришло как земледельцы, а перехода от охоты и собирательства к скотоводству (как порой объясняют эту легенду) у русских на севере не было. Значит, эту традицию колонисты принесли с южных регионов. Но южнее границ Русского Севера таких обычаев не знают. Также есть особенность, легенда об олене (иногда о лосе) напрямую связана с престольными праздниками – праздник в память святого или события, в честь которого назван храм. В большинстве случаев это Пророк Илья, но есть и отступления от этого правила: Рождество Богородицы, Успение, апостол Петр, мученица Варвара и т.д. Эти особенности направили современных исследователей проверить версию о церковном происхождении легенды.

Оказалось, что легенда о жертвенном олене, который приходит к храму на праздник имеет широкое распространения у народов Балкан и Кавказа. При этом центром является Греция, а Кавказ, вероятно, перенял эту традицию. Также там наблюдается больший разброс праздников для проведения этого обряда. Современные исследователи насчитали 59 вариантов легенды о жертвенном олене, которые дошли до нас. Эта легенда бытует у греков, македонцев, болгар, сербов, албанцев-христиан, армян, абхазов, грузин, северных русских, коми и карел. Правда остается вопрос – где связь между Русским Севером и Балканами с Кавказом. Если преемственности культур хорошо просматривается у народов Балканского полуострова между собой с одной стороны и народами Кавказа с другой, то Русский Север сильно удален и не имеет промежуточных звеньев при передаче культурных традиций. Пока этот вопрос остается — не разгадан. Остается актуальной версия о самостоятельном происхождении легенды на севере.

Первоисточником традиции заклания тельцов на освящение храма можно найти в Библии. В Ветхом Завете много мест о принесения жертвенных животных в дар Богу. Можно вспомнить жертву Соломона при освящении Иерусалимского Храма (3 Цар. 8: 63–64). Обычай принесения животных в жертву при освящении церквей передалось и христианам. Ярким примером является событие освящения собора Святой Софии в Константинополе (Византия, 22 декабря 537 года), где было принесено в жертву 1000 быков, 6000 овец, 600 оленей, 1000 свиней, мясо которых было роздано бедным. Возможно, цифры завышены, но сам факт — исторический пример. Уже с IV века такая традиция стала осуждаться Церковью и постепенно исчезла, но не везде. Остались регионы, где продолжалась традиция заклания животных на престольные праздники особо почитаемых святых.

Собор святой Софии на открытке конца XIX века
Собор святой Софии на открытке конца XIX века

Но если традиция общественного пира на храмовый праздник Пророка Ильи (или другого почитаемого в данной местности святого) имеет аналог в церковной практике, то откуда появилась легенда об олене. Вполне вероятно, что основным источником для легенды является Мучение Афиногена Пидахфойского.

Мороз А.Б.: «Афиноген — святой III века. Мучение его написано не позднее VII в. и известно в славянском переводе с XII века. В житии рассказывается, как прирученная святым в бытность его епископом Пидахфойским олениха сначала явилась к нему после ареста его учеников, а потом перед его собственной казнью. Олениха плакала, а Афиноген повелел ей ежегодно приходить в день его смерти и приводить олененка на заклание, чтобы его последователи могли отпраздновать его память. Так и повелось: она являлась в день памяти святого, преклонив колени у алтаря, молилась вместе с христианами, а затем уходила, оставив детеныша на заклание в память о святом. Город Пидахфоя, место подвига Афиногена, находился в Малой Армении, возможно, отсюда его популярность на Кавказе».

Имя Афиногена было хорошо известно на Руси – Афиногенов день. Особенно он почитался у белорусов. Со временем, возможно, произошло смещение традиций и обрядов Афиногенова дня с более почитаемым на Севере Ильиным днём. Легенда легла на традиции храмовых праздников и отобразилась в почитании Ильи Пророка. Наличие оленя в житие св. Афиногена не является единственным случаем. Существует и другие места в житиях святых христианской Церкви, где присутствует олень – например, житие св. Евстафия Плакиды II век (там святой во время охоты увидел оленя с крестом между рогов) или в житии преп. Макария Унженского (по молитвам святого в Петров день Господь посылает лося или оленя на заклание). Все примеры (Афиноген и Евстафий – Византия, Макарий – Россия) могут иметь заимствования между собой, но доказать или опровергнуть такую версию на данный момент невозможно.

Святой Евстафий Плакида
Святой Евстафий Плакида

Легенды Русского Севера о жертвенном олене были записаны этнографами конца XIX - начала XX века и благодаря им дошли до нас. Сама традиция общественного пира, с прекращением большинства традиций и обрядов церковно-приходской жизни в советское время, перестала существовать. Так как эта традиция имела локальный характер и напрямую была связана с бытом крестьянской общины, то возрождению не подлежит. Но, возможно, сама легенда сохранится в народном фольклоре для будущих поколений.

Источник: Мороз А. Б. Легенда о жертвенном олене: география, варианты, источники, параллели // Ethnolinguistica Slavica: К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого. — Индрик Москва, 2013. — С. 212–233.

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации