Найти в Дзене
ЮлиКо (Предпоследний приют)

А я не против темнокожего Воланда

Грядет новая экранизация "Мастера и Маргариты". Голливудская. Снимать будет Баз Лурман - который сделал "Ромео+Джульетта" с Ди Каприо и "Великого Гэтсби" с ним же. Ну и еще пару-тройку вполне годных фильмов сваял.
Статья была вполне нейтральная, но я зачем-то полезла смотреть комментарии... Каюсь, есть у меня такая нехорошая,

Недавно на Дзене я наткнулась на статью, из которой узнала, что грядет новая экранизация "Мастера и Маргариты". Голливудская. Снимать будет Баз Лурман - который сделал "Ромео+Джульетта" с Ди Каприо и "Великого Гэтсби" с ним же. Ну и еще пару-тройку вполне годных фильмов сваял.

Статья была вполне нейтральная, но я зачем-то полезла смотреть комментарии... Каюсь, есть у меня такая нехорошая, отдающая мазохизмом привычка.

Так вот, в комментариях народ рвет и мечет. Одни негодуют, что иностранные деятели кинематографа посмели покуситься на классику русской литературы, которую они (деятели) в силу своей умственной и духовной отсталости вообще понять не могут. Ибо наша литература - самая гуманная лучшая литература в мире.

Спорить с этим трудно - у нас действительно великое литературное наследие. В каком-то смысле даже уникальное... Так же, как французское, английское и, кстати, американское. А еще японское и китайское (о которых мы почти ничего не знаем, что не мешает нам априори считать их не такими уникальными, как наше, родненькое). И давайте не будем забывать про греков с их 2500-летними и до сих пор актуальными Гомерами и Еврипидами. В общем, много на свете великих литератур, и русская - первая среди равных, но все же, будем честны, не "самая-самая".

Но это ладно, не об этом разговор. Больше всего меня порадовали десятки, если не сотни комментариев по поводу темнокожего Воланда и Азазелло-латиноамериканца. Мол, голливудцы проклятые в своей погоне за толерантностью непременно что-нибудь такое отчебучат.

Что-нибудь такое...
Что-нибудь такое...

...И вот тут я хочу спросить - а что такого-то в темнокожем Воланде?.. Мне вот - честно! - совершенно по барабану, какого цвета актер. Лишь бы играл хорошо.

Вот с этим, как раз, большие проблемы - что у Голливуда, что у нас. Хорошие актеры, вне зависимости от их вкуса и цвета, сегодня на вес золота. И именно поэтому - так ли важно, какого оттенка актер, если он действительно умеет играть?..

Другие дело, что обуянный комплексом вины Голлливуд иногда раздает роли исключительно за цвет кожи. Это, разумеется, ай-ай-ай. Но если артист по-настоящему хорош, если это "его" роль - какая разница, шоколадный он или сливочный?.. Я бы, например, с удовольствием посмотрела на прекрасного Моргана Фримена в любой экранизации Булгакова. И никакого диссонанса по поводу цвета его кожи у меня бы не возникло.

А вот с Олегом Басилашвили в роли Воланда в наиболее известной и удачной экранизации "Мастера и Маргариты" у меня возник ужасный диссонанс - и это несмотря на то, что Басилашвили актер прекрасный. Но эта роль - не "его". И цвет кожи тут совершенно не причем, как вы понимаете...

Басилашвили - не Воланд. В нем совершенно нет того поистине дьявольского магнетизма, которым должен обладать Мессир. Олег Валерианович в свое время великолепно играл чувствительных советских интеллигентов и обаятельных мерзавцев (иногда умудряясь совмещать эти амплуа в одной роли).  Но Воланд - не советский интеллигент и не мерзавец (хоть и может казаться как тем, так и другим).
Басилашвили - не Воланд. В нем совершенно нет того поистине дьявольского магнетизма, которым должен обладать Мессир. Олег Валерианович в свое время великолепно играл чувствительных советских интеллигентов и обаятельных мерзавцев (иногда умудряясь совмещать эти амплуа в одной роли). Но Воланд - не советский интеллигент и не мерзавец (хоть и может казаться как тем, так и другим).

И еще. Нынешние "возмущенцы" напрочь забывают о том, что Янина Жеймо сыграла 16-летнюю Золушку, когда ей было 38 лет. А 40-летний Вицин - 18-летнего Бальзаминова.

60-летний Лемешев пел Ленского. А 70-летняя Сара Бернар - играла 14-летнюю Джульетту...

Таких примеров - легион. И легион имя тем, кто кричал тогда "Позор!", "Мрак!" и "Мерзость!". К счастью, тех, кто за морщинами Лемешева и Бернар оказались готовы увидеть гениальное исполнение, было больше.

А еще актеры-мужчины веками исполняли женские роли. А актрисы - мужские. Та же Бернар играла Гамлета. Причем тоже уже будучи в весьма и весьма зрелом возрасте. И наш, родненький, Станиславский, который видел ее в этой роли, назвал игру актрисы "совершенной". А публика выходила со спектаклей в слезах.

Сара Бернар в роли Гамлета. Кстати, она стала первой исполнительницей роли Принца Датского в  кино.
Сара Бернар в роли Гамлета. Кстати, она стала первой исполнительницей роли Принца Датского в кино.

...Представляю, какой хай поднялся бы сегодня, если бы Голливуд (или еще кто-то) посмел выпустить фильм с 50-летней женщиной в роли Гамлета. Сколько язвительных комментариев про "толерантность", "радужность" и прочее вызвала бы такая попытка.

Я не призываю сравнивать современных актеров с небожителями прежних эпох. Но я все-таки думаю, что всем нужно давать шанс. Невзирая на возраст, пол или цвет кожи.

Это, собственно, и называется толерантностью.

Как говорил замечательный советский литературовед Г. Н. Поспелов: "Любое произведение искусства условно, то есть не тождественно реальной жизни". Но мы чем дальше, тем больше забываем об этом. И требуем от искусства строгого соответствия - канонам, замыслам, историческому контексту. Когда-то это называлось формализмом. Им, в общем-то, и остается по сей день.

...А у вас получается увидеть содержание, не отвлекаясь на форму? Или темнокожий Воланд для вас - за гранью разумного?

_____________________________

#кино #голливуд #михаил булгаков #мастер и маргарита #толерантность #толерантность в кино #размышления #актеры #расизм #литература