Найти тему

Сенокос в Якутии: путешествие в глубинку. Часть 5.

Наш путь лежит через Сыырдаах на один из аласов.

Придорожный страж пропускает нас на алас.
Придорожный страж пропускает нас на алас.
Большой алас с озером рядом когда-то был домом почти для 20 семей. Сейчас об этом напоминают ветхие балаганы (якутские национальные зимние дома). Это как памятник прошлой жизни. Здесь дымились камельки (якутские печи), бегали на раздолье дети, большие табуны коров и лошадей дополняли картину.
Большой алас с озером рядом когда-то был домом почти для 20 семей. Сейчас об этом напоминают ветхие балаганы (якутские национальные зимние дома). Это как памятник прошлой жизни. Здесь дымились камельки (якутские печи), бегали на раздолье дети, большие табуны коров и лошадей дополняли картину.
С трех сторон алас защищен лесом от ветров. Жилье ставили ближе к лесу, по краям аласа, опять же для защиты от ветра.
С трех сторон алас защищен лесом от ветров. Жилье ставили ближе к лесу, по краям аласа, опять же для защиты от ветра.
Сохранились еще навесы для скота и даже сэргэ (коновязь). По поверьям, пока стоит сэргэ, место обжитое, у него есть хозяин. Сносить сэргэ нельзя, оно должно разрушиться само.
Сохранились еще навесы для скота и даже сэргэ (коновязь). По поверьям, пока стоит сэргэ, место обжитое, у него есть хозяин. Сносить сэргэ нельзя, оно должно разрушиться само.

Сэргэ - это не только коновязь. Так, например, если в семье женился сын, - устанавливали около дома сэргэ с конской головой наверху; а если выходила замуж дочь, - сэргэ с чороном наверху. Чорон - это якутский национальный сосуд для потребления кумыса.

На краю аласа в глубине от дороги стоит самый большой заброшенный балаган. И мы решили его осмотреть. На одном из венцов внутри написано 1918 год. Может, это время постройки? Наш проводник тоже не знает точно. Нет уже людей тех лет, уехали их потомки, и никто уже не расскажет историю этого места. Судя по размерам, в балагане жила большая семья с работниками. Сохранился камелек. Но скоро и это все исчезнет. Природа возьмет свое.

Без зарядки наши батарейки на телефоне сели, и показать вам этот балаган увы не получится. Буду рассказывать.

Посреди балагана стоит камелек (якутская печь). Он хорошо сохранился. Даже глиняная обмазка почти не осыпалась. Дымоход на крыше зарастает травой.

Пол в таком доме обычно земляной, но здесь видно, что уже был более современный вариант - пол был досчатый (разобрали). По периметру балагана сделаны скамьи-лежанки. На них стелили оленьи шкуры и так спали. Позже стали застилать коврами. Напротив двери были почетные места - это места хозяев. В левом углу отгорожена комната незамужней девушки, у входа располагались работники. Иногда в балаган брали с собой молодняк (телят, жеребят). Стекла в окошках не сохранились. Окошек много, но они совсем небольшие (чтоб не выдувало тепло зимой). Поэтому внутри темновато.

Здесь есть электростанция - но нет света: нерентабельно содержать ее для двух семей. Точнее, круглогодично здесь живет только один дедушка. Занимается лошадьми, отвык от общения с людьми и переезжать никуда не хочет.
Здесь есть электростанция - но нет света: нерентабельно содержать ее для двух семей. Точнее, круглогодично здесь живет только один дедушка. Занимается лошадьми, отвык от общения с людьми и переезжать никуда не хочет.
Когда-то здесь была своя школа. Большое деревянное строение постепенно разрушается.
Когда-то здесь была своя школа. Большое деревянное строение постепенно разрушается.
Раньше в эти грабли запрягали лошадей и собирали скошенное сено.
Раньше в эти грабли запрягали лошадей и собирали скошенное сено.

Балаган в летнее время как дача ("сайылык"): свежий воздух, рыбалка в озере рядом, есть где посадить цветы для души и есть где встретить внуков. Для детей здесь - раздолье: вот где детство без интернета!
Балаган в летнее время как дача ("сайылык"): свежий воздух, рыбалка в озере рядом, есть где посадить цветы для души и есть где встретить внуков. Для детей здесь - раздолье: вот где детство без интернета!
Нас угощают карасями из местного озера и якутской кровяной колбасой на молоке (хаан). Карасей по-якутски жарят, не вынимая у них внутренностей (так сочнее), только удаляя желчь.
Нас угощают карасями из местного озера и якутской кровяной колбасой на молоке (хаан). Карасей по-якутски жарят, не вынимая у них внутренностей (так сочнее), только удаляя желчь.

Как раз в момент нашего пребывания приезжает еще одна семья. Навестить родные места, балаган своих предков и отдохнуть. Это учитель и певец Николай. От него мы тоже узнали много интересного про эту долину.

Наше знакомство подходит к концу. Мы уезжаем, увозя тепло от общения с этими замечательными людьми и этим местом. Можно сказать, что Якутия - это большой исторический музей, познавать который можно всю жизнь. Зато впечатления от этого и позитивная энергия останутся с вами надолго.

Подписывайтесь на наш канал и будем путешествовать по Якутии вместе!