Привет, друзья! Спасибо, что заглянули на канал!
Сегодня я решил поделиться интересной и творческой находкой, которую я открыл на днях ... для себя - это живопись в технике офорт.
Офорт - буквально переводится как крепкая вода. Эта техника возникла в 16 веке. Интересна техника офорт тем, что напоминает японскую гравюру, когда рисунок изображается на доске, но с технологической точки зрения офорт противоположен гравюре. Изначально для оттисков использовали металлическую доску, но, к сожалению, ее качество было неудачным вариантом, потому что живопись на доске со временем искажалась. Затем в ход шли цинковые и медные пластинки.
Одним из ярких представителей техники офорт был Рембрандт (1606-1669) - голландский живописец, офортист и график.
За свою жизнь художник создал более 300 офортов.
Офорт "Мост Сикса" (1645) рассказывает о том, насколько Рембрандт является гениальный художником в этой технике. С картиной связана интересная история: художник и Ян Сикс, его друг и покровитель, решили устроить пикник на природе. Уже уйдя довольно далеко от деревни, они обнаружили, что забыли горшок горчицы, и отправили за ним слугу. Рембрандт побился об заклад, что сможет завершить травление (создание) до возвращения гонца — и выиграл.
Некоторые источники указывают, что техника офорта проста, а некоторые - наоборот, самая сложная и трудоемкая.
Техника создания офорта:
Перед началом травления металлическую (стальную, медную или цинковую) пластину подготавливают: выравнивают, слегка закругляют, чтобы она не повредила бумагу, и полируют.
1. Лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака).
2. Затем стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл.
3. Доску погружают в кювету с кислотой (азотная кислота, разбавленная водой).
4. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу.
Художник может вести травление в несколько приемов. Удивительно, но на офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок.
Другим выдающимся офортистом есть Шишкин Иван Иванович ().
Ресурсы:
Больше о коллекции офортов Рембрандта читайте здесь.
Подробно про гравюры в России и других странах читайте здесь.
Подробно про офорт и его развитие в России читайте здесь.
Технология офорта.
Больше гравюр Шишкина здесь.