Найти тему

Ученый Марсель Ахметзянов о древних булгарах

...До публики все-таки нужно довести сведения о том, кто же они древние булгары. Прежде всего, булгары были мусульманами, говорящие на родственном им чувашском языке. На могильных плитах периода Золотой орды до наших дней сохранились элементы языка булгар XIII-XIV вв.

В Казани в конце ХХ и в начале XXI вв. были изданы книги, посвященные исследованию булгарских культурных ценностей. Однако их авторы грешат определенными крупными недостатками. Образцы Золотоордынской культуры, например в металле, камне и в ювелирных изделиях они стараются представить как булгарские изделия. В то же время, закрывают глаза на отсутствие хронологических связей в появлении, ставшими объектами их изготовления материалов.

Здесь мы будем касаться лишь традиции каменных архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Мы имеем в виду несколько сохранившихся мавзолеев, а также построек культового характера (мечеть, минарет, баня и эпитафии). Все эти каменные сооружения были созданы в эпоху Узбек хана (1320-1340 гг.) и не относятся к булгарам и к их культуре. Они сооружены в качестве мавзолеев над могилами хана и его родственников, в частности хана Берки (1206-1266)...

Марсель Ахметзянов
Марсель Ахметзянов

При Берке хане г. Сарай официально еще не превратился в центр мусульманской культуры. Там до него не правили ханы-мусульмане. Значит в его столице не было ханских мусульманских кладбищ. Булгар еще до Берке был признанными мусульманским городом. Поэтому похороны Берке хана на булгарской земле были вполне естественным. Поэтому в Булгарах находилось первое мусульманское ханское кладбище, где были построены мечеть для исполнения обрядов чтения “Коран”а в память усопших и баня омывания покойников из ханской семьи. Позже, при Узбек хане, на могилах более известных представителей фамилии Берке хана были построены и мавзолеи. Например так называемая “Черная палата” есть мавзолей Берке хана...

Булгары да прихода Батый хана не смогли построить ни одного каменного или кирпичного строения в г. Болгары, не смогли установить ни одного даже деревянного могильного памятника, не создали ни одного письменного литературного памятника на булгарском языке, не смогли даже содержать своих ученых (которые разбежались в XI-XII вв. в среднеазиатские страны).

Остатки г. Булгара
Остатки г. Булгара

Булгары в большинстве случаев вымерли в вследствие эпидемии чумы прошедшей по Европе 1346-х годах и погибли в годы походов Тамерлана (1391, 1395 гг.). Они упоминаются в последний раз во времена освоения Казанского ханства Улуг Мухамедом. Видимо и тогда их количество было незначительным. Так-как они не упомянуты даже в книге Курбского в числе коренных народов Казанского ханства. В те времена они сильно смешались с марийским народом, и поэтому этноним булгары растворился в среде общем для них этнониме черемисы. Надо полагать, что начиная с XVI века за бывшими булгарами, в вследствие их смешения с марийцами и удмуртами, крепко закрепился термин чуваши (в переводе с узбекского и татарского языков, означает «смешанный», что и тот же булгар (смешанный).

Судя по письменным источникам ареал распространения этого этно-социального термина в XVI в. были г. Казань, Заказанье (казанские, арские, нукратские чуваша).

Исторический картографический материал Запада и Востока не отражают сведения о географическом регионе, где бы проживали булгары, есть только географическая точка, где указан г. Булгар. На средневековых картах указаны все народы Среднего Поволжья черемиса, вотяки, мордва, татары, калмыки др., но отсутствуют булгары.

Марсель Ахметзянов,

профессор, доктор филологических наук.