Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 13. Трасса, дождь и электричка

Если уж что-то пошло не по плану, то пошло до конца

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками

Уехать до смены караула у меня не получилось. К пожарным прибыло начальство, и пришлось повторять начальству всю свою историю от и до. Впрочем, начальству всё было интересно, он (начальник) живо интересовался маршрутом, но больше всего его интересовало, как я попал на дорогу, которой уже сто лет никто не пользуется. Ну хорошо, не сто, всего пятнадцать.

Я в который уже раз рассказал, что пользуюсь специальным туристическим навигатором Open Street Map, и это он, будь он неладен, показал мне вариант объезда трассы. Почему через лес? Потому что я не снял галочку "использовать грунтовые дороги", и вот результат. Начальник караула на последок задал вопрос: "Надеюсь, дальше ты галочку снимешь?"

Забегая вперёд скажу, что без грунтов я выдержал недели полторы, а потом трасса меня снова достала так, что я решил: лучше ещё один лес и воинская часть, чем постоянно пролетающие мимо фуры. Ну а после крепких рукопожатий и добрых напутствий я двинул в сторону города Шиханы. Цель - усадьба графа Орлова-Денисова.

Подозрение, что я в неё не попаду, было у меня изначально. Усадьба находится на закрытой территории города Шиханы-2, который, в свою очередь, находится на территории Центрального научно-исследовательского института химических войск Министерства Обороны, у которого довольно интересная и богатая история.

Началось здесь всё ещё до войны, в конце 20-х гг, причём началось совместно с... немцами! Так что не так уж Союз был закрыт в те годы присной памяти железным занавесом от капиталистического мира. В институте планировались испытания новых методов и средств применения отравляющих веществ артиллерией и авиацией, а так же способы деактивации отравляющих веществ на заражённой территории.

В довоенные годы в этой местности находилась Республика Немцев Поволжья, об истории колонизации Поволжья немцами я ещё расскажу чуть позже, в отчётах за следующие дни. Так что появление немецких специалистов на полигоне выглядело вполне логичным и подозрений не вызывало, да и научная школа у немцев была неплохо развита. Наши, при видимой закрытости, умели просачиваться сквозь щели в своём же занавесе.

Усадьба Орловых-Денисовых. Фото из Викимапии. В усадьбу меня не пустили
Усадьба Орловых-Денисовых. Фото из Викимапии. В усадьбу меня не пустили

Вот именно этому полигону и перешло всё графское поместье: центральная усадьба, хозяйственные постройки. мельницы и кузницы. В доме управляющего имением по очереди размещались управление полигоном и санчасть, в главном доме - химические лаборатории. На соседних участках (Шиханы-3 и Шиханы-4) были построены аэродром и арсенал.

Немцам строительство этого полигона обошлось в довольно кругленькую сумму - около миллиона рейхсмарок. Экономика Германии, а в 1933 году Гитлер только пришёл к власти, была только ещё на предразгонной стадии после ощутимого кризиса 20-30-х гг, и такая сумма была значительной для её бюджета. При этом на полигоне немецкие специалисты отвечали в основном за научную сторону процесса, а наши - за администрирование.

К 1933 году наши выпроводили немцев с полигона, интенсивность разработок после этого на полигоне снизилась, а в руки советской стороны перешли все строения и всё имущество, построенное и приобретённое на немецкие деньги. В дальнейшем вся эта структура продолжала работать под управлением военного ведомства, и по сей день она остаётся закрытой территорией.

Разумеется, в усадьбу, которая находится на территории такого важного закрытого объекта, я не попал. Оказывается, теоретически попасть туда возможность имеется. Но только в составе группы, и только по предварительной записи через руководство института. Пришлось ретироваться.

Однако навигатор подсунул мне второй неприятный сюрприз за два дня. Он снова повёл меня "напрямки" в обход трассы по бетонкам. "Я ещё засомневался сперва" (с). И правильно сделал - при попытке объехать территорию вторых Шихан упёрся в блок-пост. Дальше дорога была, а проезда не было. Пришлось рисовать почти 20-километровый крюк через основные, почти "гражданские" Шиханы на трассу и по трассе доезжать до Сенной.

По дороге на Сенную меня дважды накрывало лютым дождём. Дорога представляла из себя набор из затяжных подъёмов и спусков, но благодаря наличию широкой технической обочины ехать было нормально. Но после и во время дождя любая обгоняющая фура превращалась в холодный грязевой душ. Вокруг всё было сыро и мокро. Сначала я планировал проскочить Сенную без остановки (не считая обеденного перерыва), и на следующий день, в субботу, добраться до Саратова, где меня уже ждали друзья.

Но дождь не прекращался, и ехать по такой погоде по трассе становилось уже опасно. О грунтовых дорогах в такую погоду да но моей резине тоже можно было забыть. Вопрос "что делать?" меня весьма озадачил. Варианта два: а) поставить палатку на берегу реки и рано утром стартовать в Саратов, но это почти 100 км, и неизвестно ещё, какая завтра будет погода б) ночевать в гостинице в Сенной и рано утром идти на электричку, добавив себе к днёвке почти целый день и возможность нагуляться по Саратову.

Сенная - это станция при одноименном посёлке. Сам посёлок убог до невозможности, как и большинство других поселений в Саратовской области. О благоустройстве, комфортной городской среде и прочих прелестях тут не слышали. Посёлок бедный, серый и безликий. Плюс погодка, плюс дождик, плюс "фантастический" уровень сервиса в местной гостинице и такой же уровень контингента - я был впечатлён, чесслово.

Но наградой - нормальная кровать, нормальный душ и возможность не варить себе обед, ужин и завтрак. Правда выспаться не получилось - электричка в шесть утра. И, надо сказать, решение было принято верное - весь следующий день лило как из ведра, а когда не лило - дул пронизывающий северный ветер. Зато ближе к обеду я вышел в Саратов и... об этом - в следующей главе.

Участок: Шиханы-1 - Сенной
Расстояние за день: 48 км.
Расстояние итого: 789 км.
Из них:
Велосипед: 764 км
Паром: 2 км
Пешком: 7 км.
Трамвай: 15 км.
Реки: Ключи


Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Путешествие из Казани в Крым на велосипеде:

День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар в Ульяновске | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей