Найти тему
Что могут короли...

Бороды Карла Великого и Владимира Святого.

Общеизвестный факт, что слово “король” в разных европейских языках укоренилось как производная от фамилии франкских государей из династии Каролингов. Наиболее известный представитель не только франкской династии, но и символ возрожденной Римской империи на новый лад был несомненно Карл Великий (ок.742-748 — 814).

Слава императора Карла, хроники и легенды о нем прочно вошли в сознание средневекового человека, передав образ объединиться европейских земель следующим поколениям. Пожалуй, фигура Карла несмотря на всю его историчность как никакая другая была трансформирована в легендарную личность. “Песнь о Роланде” – вероятно наиболее известный памятник средневекового эпоса, где Карл представлен в масштабе "супергероя" своего времени.

Любопытен и иной факт – он в последующих веках по большей части стал изображаем как муж с бородой и усами, хозяином Европы смотрящий в будущее. Таков он воплощено в виде реликтария в его любимой столице Ахен, таков у собора Парижской богоматери в Париже. Таков Карл и на многих не только средневековых картинах, но и на картинах поздних эпох.

Между тем, по более ранним изображениям на монетах или печатях, миниатюрах или известной статуэтке из Меца, Карл Великий по франкским обычаям того времени не носил бороды. У него были длинные усы, короткие светлые волосы. При росте за 190 см. и некоей тучности к старости можно более-менее представить правителя Запада.

-2

Аналогичная картина приходит на ум в отношении фигуры Владимира Святого (958/956 — 1015). В данном случае курьезно в историю отросшей в веках бороды примешивается и политика, и религия. В истории сохранилось описание внешности его отца – Святослава. И единственное прижизненное изображения Владимира на монетах. Отталкиваясь от этих данных можно судить о моде тех лет на Древней Руси и прийти к выводу, что и Владимир Святославович носил усы, и не носил бороду.

-3

Позднейшая традиция изображения “отрастила” историческому Владимиру бороду. И бородачом он прослыл не только благодаря иконам, но и культивировании образа бородатого крестителя Руси. Меж тем историческая наука и историческая справедливость предложила бы иной более аутентичный образ Владимира – похожий на “мужика с тортом” в Киеве (так прозванный памятник князю Ярославу Владимировичу).

-4

Курьез, конечно, в том, что исторический Владимир с его внешностью имеет черты украинца. Такой Владимир бы не смог поселиться в Александровском саду у Боровицкой башни Кремля.