Найти тему

Про управление компанией спустя 800 аудитов

Фрагмент бизнес-процесса управления логистикой
Фрагмент бизнес-процесса управления логистикой

За последние лет 7 в разных форматах так или иначе удалось погрузиться в работу более 800 компаний со штатом сотрудников от 5 до 2200 человек и оборотом до 1 млрд рублей в месяц.

Сегодня нашло озарение, шаги для эффективного управления простым (как мне кажется) языком:

1. Руководители принимают решения, анализируя что происходит сейчас внутри компании (операционные процессы) и снаружи в мире и на рынке (стратегические вопросы).

Это анализ.

Плохое исполнение этапа приводит к неверным задачам и реализация или проваливается или не даёт эффекта.

2. Обязательно принимают четкие решения с назначением ответственных.

Решения часто - это перекрёсток, несколько вариантов.

Если решение только одно - то скорее всего не хватает Информации и можно упустить более выгодные варианты.

Перекрёсток получается при высокой компетенции руководителя или его команды (только при условии, что руководитель умеет слушать и слышать).

Принять решение - это ответственность и трудозатратное дело (приходится напрячься, возникают страхи, неуверенность) - на этом этапе также сливается много руководителей.

3. Решение может быть локальным (небольшим, решается в рамках одной задачи) или более глобальным (комплекс задач или проект).

В 1 задаче исполнитель = руководитель задачи.

В проекте - нужен руководитель проекта (кто доводит до результата) и его команда.

На этом этапе проверяется ответственность команды.

Если на вопрос "Кто берет в работу?" тишина - в компании проблемы.

4. Решение нужно нарезать на задачи - простую понятную единицу действия или работы.

До сюда доходят единицы, это кажется сверх педантичным, скучным занятием для зануд. Особенно этому процессу сопротивляются предприниматели, которые любят полёт фантазии. Поверхностная причина: "Меня это угнетает".

Настоящая причина - нет навыка и лень (как следствие первого).

За качественное проведение этого этапа и ищут сильных руководителей.

Поэтому мы "вышколеваем" (вроде так пишется) наших "Исполнительных директоров на аутсорсе", которые проходят 4-5 месячное жесткое по дедлайнам и деталям обучение.

Проходят не все, берём только самых мощных.

На этом этапе большой процент потерь в компаниях.

Звучат они так:

"Все время забываются задачи"

"Команда не берет ответственность"

"Поговорили, разбежались, забыли".

Ясный список задач, с ответственными, сроками, ресурсами - строит в компании процессы, активы - это даёт растущий результат.

Задача сделана - у людей и команды появляется энергия и чувство победителя, работать приятно, набирается положительная инерция. Инерция в сложные времена двигает компанию вперёд.

Задачи откладываются - результат не достигается. Начинается болото, текучка, показатели падают.

5. На выполнение задач нужны ресурсы или "топливо".

Люди (исполнителю или руководителю просто может не хватить знаний и навыков), финансы (элементарно, но многие забывают утвердить бюджет и это тормозит процесс), время (человек согласился, а время физически не выделено в календаре) и другое.

Нет ресурса - исполнитель осознанно или нет - саботирует процесс. Задача не сделана.

6. Контроль. Не жесткий постоянный - тогда руководитель обязательный придаток, а Проектный - чтобы сформировать у команды привычку работать дисциплинированно и системно, сделать их автономными бойцами.

Уточнить, напомнить, закрепить и объяснить, что это действие направлено на формирование самостоятельно повторяющихся действий.

Так формируется эффективная корпоративная культура - руководитель не смотрит, а люди делают сами и получают от этого удовольствие.

Так появляются профессионалы.

7. Чтобы каждый раз не повторять одно и тоже - происходит формализация - выявляются лучшие действия и логика работы - регламенты, скрипты, чек-листы, шаблоны, технологические карты, должностные инструкции.

Они переносятся на носители: видео, текстовые, аудио, табличные форматы.

8. Как только активы созданы - выстраивается система адаптации новых и действующих участников стандартам.

По сути - есть "законы" или "учебники", на основании которых последовательными шагами с ответственными в головах людей формируются: знания, умения, навыки, привычки.

9. Если в результаты обучения и работы люди не соответствуют стандартам - хладнокровно происходит смена человека на позиции или прощание и поиск новых.

Проще всего это отслеживать через регулярный менеджмент - планёрки, отчеты, трелло, цифры.

10. Когда собирается критическая масса (определенное количество) системных "образованных" людей - они сами становятся носителями стандартов и новые "опыляются" от старых.

Именно поэтому самое сложное - запуск процесса изменений, старая команда привязана к своим привычкам, поддерживают неэффективную культуру, происходит саботаж изменений.

Помогает принцип "разделяй и властвуй", постепенно отдел за отделом внедрять новые практики, набирая себе "последователей".

По сути, это похоже на внутреннее зарождение новой религии в компании. Система менеджмента похожа на религию. Есть хаотичная религия, есть системная, есть бирюзовая.

Собственник после обучения или консультант приходят как миссионеры, начинают переманивать людей в свою веру, увеличивая процент последователей в компании.

Поэтому важно работать с лидерами и руководителями - завоевывать их сердца, делать их своими последователями.

Когда их становится много - запускается вирусный эффект.

11. Система растёт, рынок меняется, появляются изменения и новые задачи.

Все фиксируется на отдельных планерках, весь цикл повторяется.

РЕЗУЛЬТАТ всего этого:

- уходит стресс

- появляется ясность и удовольствие от работы

- компания растёт по показателям

- люди становятся носителями культуры и все становится просто.

Работать в таких условиях приятно и продуктивно.

Главное следствие - растёт прибыль.

Рост бывает значительным, измеряемым в иксах.