О плюсах и минусах творчества Анны Малышевой, любящей сочетать детектив с налетом мистики, я уже писала прежде, но приближение зимы с ее праздниками и загадочностью вдохновило на подробный анализ ее самого «холодного», атмосферного, красивого по стилистике, и в то же время — одного из самых разочаровывающих романов. Это роман "Озноб".
При первом прочтении он очень затягивает описанием живописного антуража, в котором разворачиваются события. Но затем, когда привыкаешь к искусной стилистике Малышевой, начинают открываться неожиданные минусы.
Главная героиня Ирина ищет дачу в уединенном месте, чтобы спокойно и тихо вместе с мужем Егором встретить Новый Год. Повздорив с нанятым агентом, она отправляется в город и ее машина вязнет в снегу. Ей помогает выбраться загадочный и эффектный мужчина, оказавшийся владельцем именно такого дома, который виделся Ирине в мечтах. После приятной беседы за чаем Сергей — так зовут героя - соглашается сдать ей дом в аренду на месяц, но с одним условием — она не должна за это время пускать туда никаких других людей. И хотя мечта о романтическом отдыхе с мужем оказывается под угрозой, Ирина так очарована домом (или владельцем), что быстро соглашается. А дальше жизнь в экстравагантном особняке подкидывает героине один пренеприятный сюрприз за другим.
С самого начала героиня ведет себя очень странно. Ее истеричный разговор с агентом, сводящийся к сплошному "клиент всегда прав", быстрое согласие на условия Сергея, объяснение с мужем, в котором она еще и выставляет его виноватым, - все выдает даму, которая реально сама не знает, чего она хочет. Я терпеть не могу шаблонное представление о женщине как о существе, которым управляют одни гормоны и эмоции, но здесь Малышева, сознательно или нет, показывает именно этот архетип. Она объясняет внутренний кризис Ирины тем, что та долгое время жила не своей жизнью, с нелюбимым и чужим человеком. Но почему-то ей это становится ясно только когда на горизонте появляется другой, по сказочному совпадению бизнесмен на шикарном джипе и с особняком в калифорнийском стиле. Ну надо же, серая квартирка с давно устаревшими и поблекшими занавесками после этого вмиг утратила привлекательность и уютность, а муж-врач показался малоприятным брюзгой…
Не вызывает сочувствия и кризис Ирины в ее работе, ибо она все прорехи списывает на то, что ей негде заниматься переводами. То есть, стимулом к выполнению задания становятся не сроки, не требования, не ответственность перед людьми и даже не деньги, а домик в лесу и с камином. Да, есть оговорка, что старшая сестра часто и беспардонно вынуждает ее сидеть с двумя племянниками, но не настолько же, чтобы перевод книги, который надо сдать менее чем через месяц, не был готов даже наполовину.
И следующий странный момент: вся фабула строится на абсолютной, если не сказать — глупой случайности. Если бы Ирина не ошиблась поворотом и не увязла на нечищеной снежной дороге, все темные дела, в которых был замешан ее внезапный спаситель, так и творились бы своим ходом, только без нее, а следовательно, и без нас, читателей. То есть, нам предлагают принять как данность, что Сергею за считанные секунды пришел в голову план впутать ее в свои махинации, причем настолько хитроумный, что мы так его и не поймем до самого конца.
Обидно, что при чтении о том таинственном пространстве, в котором оказалась героиня в преддверии новогодних вечеров, исподволь ждешь разворота в сторону другой зимы, темной и смертоносной, с загадками, которыми лучше бы так и оставаться неразгаданными. В итоге все это остается в фантазиях читателя, а взамен он получает невнятные махинации со страховками жилья и жизни, истории о неудачных браках, нагромождение лжи и обилие ружей на стене, которые так и не выстреливают.
В частности, кровь на пригородной карте, которую случайно находит Ирина. Уж казалось бы, чего после этого ожидать как не раскрытия жестокого насилия? А в итоге выясняется, что эта кровь якобы пошла у Сергея носом, когда подскочило давление. Но узнаем мы это лишь с его слов, а он, как показывают прочие события, является крайне ненадежным рассказчиком. Тем не менее, нет и никаких намеков на то, кому еще могла принадлежать эта кровь. Лично я подобную развязку считаю просто неуважением к читателю - ею автор словно заявляет: дальше думайте сами, а мне уже надоело.
Собственно, вопросы к детективной канве "Озноба" нарастают со скоростью снежного кома — зачем вообще Сергею нужна была квартирантка? Зачем он просил Ирину выдавать себя за его жену, если представил ее только сторожу Валентину, который, как выяснилось, с самого начала все знал? Зачем была нужна инсценировка с первым поджогом? За что он заплатил Ирине миллион, а главное, как справедливо заметил ее муж, откуда его взял, если дела у него на тот момент были крайне плачевны? Зачем настоящая жена Сергея сидела в домике сторожа с заученной биографией инвалида, если никто ее не видел и все в деревне знали, что сторож давно был вдовцом? И зачем Сергей сразу предупредил Ирину, что парализованная жена Валентина всегда сидит у окна, когда местные сплетники вполне могли донести до заезжей гостьи, что никакой парализованной жены нет? Зачем вообще нужны были этот агент и Давид, любовник жены Сергея, бесследно растворившийся в Америке? Зачем Сергей помогал жене в махинациях со страховкой, если ему не было никакой выгоды? Нет, тут Малышева на ходу придумала объяснение - "чувствовал себя перед ней виноватым" - только стоило ли оно того, чтобы идти на подлог с неопознанным трупом? И к слову о трупе, как супруги-аферисты рассчитывали выдать бомжиху за женщину из состоятельной семьи, когда существует такая вещь, как экспертиза сгоревших останков по зубам?
Кроме того, зачем Сергей выкладывает Ирине долгие и нудные исповеди о смерти жены ("для некоторых смерть является избавлением", "мертвые не воскресают"), с такой увлеченностью, будто сам в это верит? Он что, просто патологический лгун? Но тогда тем более непонятно, почему Ирина решается на связь с ним, идет в ресторан, дарит ему подарки, да еще и предвкушает романтическое путешествие вдвоем, - ведь она все это выслушивает уже зная, что он врет!
Ну и самое главное — кто, в конце концов, пытался отравить жену Сергея, которую в итоге спасла Ирина, хоть и против своего желания? Неужели она действительно, как уверял ее муж, просто «выхлебала что-то с джином»? После эпизода с кровью это бы меня не удивило. Но в любом случае, Сергея никто не собирается обвинять в попытке убийства, и в финале он весьма спокойно говорит Ирине: "В тюрьму, конечно, не пойду, но этот Новый Год я представлял себе иначе!"
Словом, вопросы эти можно задавать бесконечно, но что самое удручающее — я не уверена, что сама Малышева знает на них ответы. Особенно судя по скомканной концовке, когда Ирина остается не с Сергеем, не с Егором, а… с племянниками, которых ей в очередной раз подбрасывает сестра. Что ей в итоге дало это зимнее приключение? Даже книгу, якобы ради которой затевалась поездка, она так и не закончила!
А самым чудным перлом из уст этой странной дамы мне показалось вот это пылкое объяснение с Егором: "Вы все столько раз говорили мне о том, что я кручу с ним роман, что, в конце концов, это и должно было случиться! Ты же отлично знаешь: не изменяет тот,кому не приходит в голову мысль об измене! Зачем ты так упорно наталкивал меня на эту идею?"
Это окончательно выдает в Ирине маленькую девочку, у которой всегда виноват кто-то другой. Ситуация с мужем зеркально отражает начало книги, когда она точно так же негодовала, что "столько времени потеряла с агентом, он совсем меня заболтал".
Обиднее всего то, что красивое и интригующее начало предваряет историю ни о чем — при никакой детективной составляющей, в ней отсутствует и элементарный здравый смысл. Я поняла из нее только одно: если человека, состоящего в браке, радует перспектива изоляции от супруга, это значит, что с браком что-то неладно. Но во-первых, это и так очевидно, а во-вторых, нам даже не дают внятного пояснения, где и когда сломались отношения Ирины с мужем — есть, правда, упоминание о том, что они долго не могли завести детей, но я бы не сказала, что для этой женщины они были прямо-таки целью жизни.
Персонажи тоже совершенно безликие, и никому из них не хочется сопереживать, кроме разве что Егора, который, будучи единственным адекватным человеком, в итоге обвиняется во всех смертных грехах — зависти, патологической ревности, домашней тирании, а главное, посредственности и серости. Умилительно звучат слова сестры Ирины - "Егор, конечно, ревнует, он же настоящий психопат, сходит с ума, стоит кому-то на тебя посмотреть!" - в отношении человека, который практически безропотно согласился отпустить жену за город, в дом неизвестного мужчины, запретившего кому-либо еще там появляться. Много вы видели таких психопатов? Зачем ставить характеристику героя в такое грубое противоречие с его поступками?
Главная героиня на протяжении всей истории вызывает хроническое раздражение своей инфантильностью, в роковом Сергее под конец невозможно отделить настоящее от вымысла, а остальные герои, даже самые гротескные — вроде отвратительного Валентина или сварливой тети Егора, - на деле просто вялые статисты. И как итог, похвалы в этом романе достойны только завязка и обложка с красивыми снежными узорами.
О другом романе Малышевой с очень схожими плюсами и минусами я подробно расскажу в следующем материале.