"Мост Ватерлоо" Лероя не был ни первой, ни последней экранизацией пьесы Шервуда. И, надо признаться, его сценарий был достаточно далек от текста пьесы, в отличие от фильма 1931 года. Тем не менее, именно фильм, вышедший в 1940-м году, стал легендарным. Его со слезами на глазах смотрели наши бабушки, когда в СССР на экраны вышли так называемые "трофейные фильмы". Наши мамы вытирали глаза платочками, видя как Майра прощается с Роем. И мы не можем не плакать, даже если смотрим эту ленту в 10 раз. Но почему? Фильму пошел девятый десяток, времена давно изменились, сейчас другой менталитет, а мода и вовсе не имеет ничего общего ни с нарядами 1910-х, ни с костюмами 1940-х. Что мы можем там такого найти, что нас увлечет? Вероятно, все дело в таланте режиссера и харизме актеров, сыгравших в этой ленте. Вивьен Ли и Роберту Тейлору удалось создать магию на экране. Они и вправду смотрят друг на друга влюбленными глазами.
Основное действие в ленте "Мост Ватерлоо" происходит во время первой мировой войны. Но снималась она тогда, когда Великобритания только-только вступила во вторую мировую. Поэтому Лерой, хоть и был американцем и работал в Голливуде, сделал вступление и заключение, в которых речь идет о современной ему действительности. Англичане спокойно, деловито и героически готовятся к войне. Стены домов обложены мешками с песком, дети отправляются в эвакуацию. Этих людей не победить, ведь они готовы драться, они храбры, как полковник Рой Кронин. И вот полковник вспоминает о том, что произошло четверть века назад...
Тогда во время бомбежки английской столицы случайно встретились капитан Кронин и юная балерина Майра. Они вместе укрылись от налета в метро и, казалось, эта встреча ни к чему не приведет. Ведь Кронин завтра же уезжает на фронт. Но, отказавшись от ужина со своим полковым командиром, Кронин приходит в театр, а потом он ведет Майру в ресторанчик, потому что понял: вот она, любовь всей его жизни.
И ему плевать, что он знает ее полдня, он готов жениться хоть сегодня, точнее, хоть завтра. Ведь отъезд на фронт отложен на два дня. И Майра, рассудительная пессимистка Майра, рано потерявшая родителей и привыкшая с ранних лет зарабатывать на жизнь, заражается его оптимизмом. Она тоже начинает верить, что все возможно, что с этим парнем она будет счастлива. Но... чуда не случается... Я не буду рассказывать, что было дальше, вдруг кто-то фильм не смотрел. Если так, то очень советую это сделать. Это одна из трогательнейших историй о любви, которую ничто не смогло убить, но которая, тем не менее, оказалась слабее условностей нашего мира.
Здесь совершенно потрясающая Вивьен Ли. Собственно, текст ее роли достаточно прост. За героику отвечает Тейлор, сыгравший Роя Кронин, за шутки - Вирджиния Филд, сыгравшая Китти, за стервозность - Мария Успенская в роли руководительницы балетной труппы Ольги Кировой (да, с фантазией у голливудских сценаристов всегда было плохо, но хорошо хоть фамилии основных руководителей СССР им были известны).
Что же оставалось играть Ли? Любовь. Чистую искреннюю любовь. И она сыграла. Сыграла и невинную девушку, и героиню после падения. Вот Майра, только встретившая Роя. Ясные глаза, обаятельная улыбка и - чистота. А вот Майра, которая, будучи уверенной в смерти любимого, пошла на панель. На голове у нее тот же берет. Но как она изменилась! Яркое вульгарное платье с декольте, блестящая брошь, тщательно завитые локоны. Но главное - глаза, которыми она стреляет направо и налево, ища мужчину, который заплатит ей за услуги. Да, безусловно, тут есть заслуга и художника по костюмам. Но несомненно и другое: Вивьен Ли создала практически два образа.
И пусть прошло 80 лет со дня выхода фильма, он не устарел до сих пор. Потому что любовь - это то чувство, которое вечно. И потому что создатели этой ленты вложили всю душу в свое творение. Это и режиссер Лерой, который старался не просто рассказать трагическую историю любви, но и ободрить зрителей, поднять их на борьбу, и актеры, которые полюбили своих персонажей и сделали их живыми, и композитор Генрих Стотхарт, написавший чудесную музыку. Последний вальс, вальс, во время которого музыканты один за другим гасят свечи и уходят. Музыка становится тише, тише и наконец кончается, как кончается наша жизнь... Но остаются воспоминания, остаются старые письма и черно-белые фильмы.
Афиши с сайта https://www.imdb.com/, остальные картинки - скриншоты.
P.S. Мне в этом фильме всегда очень нравилась Китти, самоотверженная, отважная, сильная Китти, готовая горой стоять за подругу.
P. P.S. В 1956 году на экраны вышел фильм "Габи", поставленный не столько по пьесе Шервуда, сколько по сценарию фильма Лероя. Успеха он не имел и сейчас о нем знают только профессионалы. Действие фильма было перенесено в период второй мировой войны, а конец изменен, вместо трагической гибели героини зритель видит, как Грег (имена героев тоже изменили) принимает то, что она была проституткой и говорит: "Давай забудем те ужасные вещи, что нас заставила делать война".