Найти тему

"Мост Ватерлоо" (Waterloo Bridge), или Фильм-легенда

"Мост Ватерлоо" Лероя не был ни первой, ни последней экранизацией пьесы Шервуда. И, надо признаться, его сценарий был достаточно далек от текста пьесы, в отличие от фильма 1931 года. Тем не менее, именно фильм, вышедший в 1940-м году, стал легендарным. Его со слезами на глазах смотрели наши бабушки, когда в СССР на экраны вышли так называемые "трофейные фильмы". Наши мамы вытирали глаза платочками, видя как Майра прощается с Роем. И мы не можем не плакать, даже если смотрим эту ленту в 10 раз. Но почему? Фильму пошел девятый десяток, времена давно изменились, сейчас другой менталитет, а мода и вовсе не имеет ничего общего ни с нарядами 1910-х, ни с костюмами 1940-х. Что мы можем там такого найти, что нас увлечет? Вероятно, все дело в таланте режиссера и харизме актеров, сыгравших в этой ленте. Вивьен Ли и Роберту Тейлору удалось создать магию на экране. Они и вправду смотрят друг на друга влюбленными глазами.

Основное действие в ленте "Мост Ватерлоо" происходит во время первой мировой войны. Но снималась она тогда, когда Великобритания только-только вступила во вторую мировую. Поэтому Лерой, хоть и был американцем и работал в Голливуде, сделал вступление и заключение, в которых речь идет о современной ему действительности. Англичане спокойно, деловито и героически готовятся к войне. Стены домов обложены мешками с песком, дети отправляются в эвакуацию. Этих людей не победить, ведь они готовы драться, они храбры, как полковник Рой Кронин. И вот полковник вспоминает о том, что произошло четверть века назад...

Лондон 1940-х годов.
Лондон 1940-х годов.

Тогда во время бомбежки английской столицы случайно встретились капитан Кронин и юная балерина Майра. Они вместе укрылись от налета в метро и, казалось, эта встреча ни к чему не приведет. Ведь Кронин завтра же уезжает на фронт. Но, отказавшись от ужина со своим полковым командиром, Кронин приходит в театр, а потом он ведет Майру в ресторанчик, потому что понял: вот она, любовь всей его жизни.

Майра (В. Ли) и Рой (Р. Тейлор)
Майра (В. Ли) и Рой (Р. Тейлор)

И ему плевать, что он знает ее полдня, он готов жениться хоть сегодня, точнее, хоть завтра. Ведь отъезд на фронт отложен на два дня. И Майра, рассудительная пессимистка Майра, рано потерявшая родителей и привыкшая с ранних лет зарабатывать на жизнь, заражается его оптимизмом. Она тоже начинает верить, что все возможно, что с этим парнем она будет счастлива. Но... чуда не случается... Я не буду рассказывать, что было дальше, вдруг кто-то фильм не смотрел. Если так, то очень советую это сделать. Это одна из трогательнейших историй о любви, которую ничто не смогло убить, но которая, тем не менее, оказалась слабее условностей нашего мира.

-4

Здесь совершенно потрясающая Вивьен Ли. Собственно, текст ее роли достаточно прост. За героику отвечает Тейлор, сыгравший Роя Кронин, за шутки - Вирджиния Филд, сыгравшая Китти, за стервозность - Мария Успенская в роли руководительницы балетной труппы Ольги Кировой (да, с фантазией у голливудских сценаристов всегда было плохо, но хорошо хоть фамилии основных руководителей СССР им были известны).

-5

Что же оставалось играть Ли? Любовь. Чистую искреннюю любовь. И она сыграла. Сыграла и невинную девушку, и героиню после падения. Вот Майра, только встретившая Роя. Ясные глаза, обаятельная улыбка и - чистота. А вот Майра, которая, будучи уверенной в смерти любимого, пошла на панель. На голове у нее тот же берет. Но как она изменилась! Яркое вульгарное платье с декольте, блестящая брошь, тщательно завитые локоны. Но главное - глаза, которыми она стреляет направо и налево, ища мужчину, который заплатит ей за услуги. Да, безусловно, тут есть заслуга и художника по костюмам. Но несомненно и другое: Вивьен Ли создала практически два образа.

-6

И пусть прошло 80 лет со дня выхода фильма, он не устарел до сих пор. Потому что любовь - это то чувство, которое вечно. И потому что создатели этой ленты вложили всю душу в свое творение. Это и режиссер Лерой, который старался не просто рассказать трагическую историю любви, но и ободрить зрителей, поднять их на борьбу, и актеры, которые полюбили своих персонажей и сделали их живыми, и композитор Генрих Стотхарт, написавший чудесную музыку. Последний вальс, вальс, во время которого музыканты один за другим гасят свечи и уходят. Музыка становится тише, тише и наконец кончается, как кончается наша жизнь... Но остаются воспоминания, остаются старые письма и черно-белые фильмы.

-7

Афиши с сайта https://www.imdb.com/, остальные картинки - скриншоты.

P.S. Мне в этом фильме всегда очень нравилась Китти, самоотверженная, отважная, сильная Китти, готовая горой стоять за подругу.

Китти (В. Филд).
Китти (В. Филд).

P. P.S. В 1956 году на экраны вышел фильм "Габи", поставленный не столько по пьесе Шервуда, сколько по сценарию фильма Лероя. Успеха он не имел и сейчас о нем знают только профессионалы. Действие фильма было перенесено в период второй мировой войны, а конец изменен, вместо трагической гибели героини зритель видит, как Грег (имена героев тоже изменили) принимает то, что она была проституткой и говорит: "Давай забудем те ужасные вещи, что нас заставила делать война".

-9