Господь хочет нас научить, чтобы мы любили ближнего, как себя, не говорит, что, люби ближнего больше, чем себя, потому что это уж вряд ли, но хотя бы так, как себя.
Потому что, когда любишь меньше, чем себя, на самом деле, это ещё не любовь.
К себе-то отношение получше, повнимательнее.
Слова, которые сказал Авраам, не убедили богатого.
Можно и сейчас придти в любую больницу, вот хоть в Центр гематологии, и сказать: «Ну, ты болеешь, да? Но ты же был не так давно здоров, поэтому теперь пора поболеть».
И что, человеку от этих слов станет легче?
Наоборот, эти слова его обидят, потому что он страдает, он хочет утешения.
А в справедливости нет утешения, справедливость, она никому не нужна, справедливость – это демагогия.
Слова о справедливости бессмысленны, потому что справедливостью обычный человек прикрывается, когда что-то хочет вытребовать себе: прибавки к жалованию или ещё что-то, а не потому, что он за справедливость.
Это очень просто проверить – назначь ему в 10 раз больше зарплату, он не скажет: «Это несправедливо».
Наоборот. Он спокойно «съест» эту зарплату и скажет: «Вот теперь справедливо».
Потому что, как обычно бывает, человек устал, работает и считает, что вот он и этого достоин, и того.
А на самом деле, в жизнь другого человека он особо-то не вникает – ему о другом всё что-то «кажется».
Поэтому Бог наш – это не Бог справедливости.
Исаак Сирин даже не называет Бога справедливым, потому что, если бы был Бог справедливым, ты бы уже был в аду.
Бог милостивый.
Если бы Он таким не был, то ради нас, окаянных грешников, не отдал бы на смерть единородного Сына.
Нет, Он явил нам свою отеческую любовь – Единородного Сына.
У нас 980 тысяч человек сидят в тюрьме.
И в колониях, и на поселении – почти миллион человек. Из них, примерно, 100 тысяч – ни за что.
Давайте так: кто-нибудь отдаст своего сына в тюрьму, чтобы кого-нибудь невинного освободить? «Сынок, посиди», а ещё лучше – дочка.
Никому это и в голову не придёт.
Но 800 тысяч – сидят за дело. А кто отдаст сына или дочку за того, кто сидит за дело? «Ну, доченька, отсиди вот за этого человека, за убийцу», а Отец Небесный это сделал, за нас, самых что ни на есть натуральных грешников.
По справедливости нам всем там надо быть.
А Господь – нет, Он Сына Своего Единородного, Который ни в чём не виноват, отдаёт не только в тюрьму, не только на побои, не только на издевательства, не только на предательство, но и на смерть.
И причём смерть самую лютую из всего, что только можно вообразить. Христос умер на Кресте от боли. Понимаете?
Такая страшная боль при распятии на кресте, что человек умирает от боли. Если превозмогает боль, то тогда от удушья – это всё совершенно невозможно человеку даже представить себе.
Потому что в обычной жизни человек такой боли никогда не испытывает.
Поэтому Бог – Он несправедлив, Он милосерден.
У которого сердце не отзывается на чужую боль, он просто не может быть с Богом. Потому что Бог есть Любовь.
И не потому, что Бог его там за что-то наказал, куда-то поместил, статью подобрал – «Ты – такой-то, вот тебе за это то-то». Нет.
Просто Царство Божие внутри нас.
И Царство Божие в сердце приходит с благодатью. Но, если сердце каменное – оно туда просто не может войти. Вот, собственно, и всё.
Авраам в притче говорит: «Между нами пропасть, её невозможно преодолеть».
Что это за пропасть? А эта пропасть между любовью и безжалостностью, потому что любить – значит жалеть.
Что, Лазарь просил у него один этажик ему выделить в доме, или оплатить ему в Германии лечение, или посадить за свой стол?
Нет. Лазарь говорит: «То, что со стола упало, и что твои же собаки жрут, вот из этого мне бы поесть». И всё.
Не нужно ни путёвок, ни оплаченного отпуска на лечение, не нужно покупать дорогие лекарства, мне – вот то, что со стола уже упало, что всё равно выметут в мусорный бак – мне бы вот этого бы поесть, я есть хочу. И работать он не мог, и рад бы, но он больной.
Протоиерей Дмитрий Смирнов