Бывший государственный прокурор Эстонии Маргус Курм практически обвинил шведские власти в том, что они не позволили провести полное расследование обстоятельств крушения парома «Эстония» в 1994 году. Он уверен, что отказ от расследования крупнейшего кораблекрушения на Балтийском море в мирное время мог произойти под давлением шведской армии или спецслужб.
«Я действительно считаю, что «Эстония» утонула в результате события, которое правительственные круги Швеции решили скрыть под предлогом защиты госбезопасности, — сказал Курм, который в 2005-2009 годы возглавлял эстонскую правительственную комиссию по расследованию крушения. — Но это должно быть связано с деятельностью шведских вооруженных сил или спецслужб. По-моему, только их влиянием, в том числе на политиков, можно объяснить действия шведского правительства в течение последующих 26 лет».
Крушение парома «Эстония»
Катастрофа парома «Эстония» произошла в ночь на 28 сентября 1994 года. Паром с 989 людьми на борту выполнял рейс Таллин-Стокгольм, но попал в шторм и затонул неподалеку от финского острова Утё. Погибли 852 пассажира и члена экипажа, которые являлись гражданами 17 государств.
Официальной причиной катастрофы назвали конструктивные недостатки судна и тяжелые погодные условия. Но в сентября 2020 года канал Discovery показал кадры, которые снял их робот-водолаз: в корпусе парома оказалась пробоина примерно 4 на 1,2 метра. Эксперты фильма предположили, что дыра появилась от столкновения с неким объектом, например, с подводной лодкой.
Странности в расследовании
Бывший государственный прокурор Эстонии Маргус Курм обращает внимание на многочисленные странности в проведенном расследовании. Одна из двух копий видеосъемок места крушения была почему-то уничтожена, говорит он. Также был утерян болт, который запирал оторванный носовой визор судна. Представителю эстонского правительства не позволили присутствовать при инструктаже водолазов, которые должны были обследовать паром.
Странно, по мнению бывшего прокурора, и то, с какой скоростью Швеция накрыла остов погибшего судна бетонным саркофагом. Позднее Швеция настояла и на подписании международного договора об обеспечении покоя усопших, который делал невозможным исследование места крушения.
В октября Эстония выступила с инициативой провести новое расследование трагедии. Власти страны надеются, что такое независимое расследование было и достоверным, чтобы поможет снять все возникшие вопросы.
Оригинал этой записи размещен здесь.