Найти тему
Логопед, дефектолог

🎈 Выставил все свои колючки в оборону и ждал, что его опять будут критиковать

Pexels
Pexels

Я люблю проводить занятия с подростками. Эти угловатые, гормонально напичканные, взрывные люди - офигенные.

Ко мне на занятие ходит парень-подросток. Он прекрасен, просто знания, умения и навыки по русскому языку у него вызывают трудность (дислексия, дисграфия), и этот момент мы пытаемся исправить.

Так как занятия индивидуальные, то я не делаю эмоциональной границы педагог-ученик. А делаю границу взрослый-собираюсь стать взрослым.

Я скорее для него человек, у которого можно спросить совета и с которым можно поговорить и обсудить разногласия со сверстниками (и иногда - как прийти к соглашению с родителями), при этом выполняя задания, которые структурируют знания по русскому языку.

Я помню, когда он в августе пришёл ко мне на занятия. Эмоционально он был как ёжик - выставил все свои колючки в оборону и ждал, что его опять будут критиковать в том, что он не знает каких-то правил. А я ему предложила:

- Хочешь чаю?

У ребёнка был такой ступор, что было прям видно, как все колючки у него обсыпались. И знаете, что он мне ответил?

- Не знаю.

- А чего ты не знаешь? Своего желания? Хочешь ты сейчас пить чай или нет? Или не можешь себе разрешить делать задания и пить чай?

Парень завис секунд на 40 и не мог принять решения. Я у него спрашиваю:

- Что тебе сейчас нужно, чтобы узнать ответ на вопрос - хочу ли я чай?

- Разрешение.

- А чьё тебе нужно разрешение в вопросах собственного желания?

- Мамино.

- То есть мама знает, хочешь ты чай или нет? А ты не знаешь ответ на этот вопрос?

Реакция у парня была удивительная и очень мудрая.

Он сидит и рассуждает вслух (порой применяя ненормативную лексику):

- Я уже взрослый, а сам не могу принять решение в простых бытовых вопросах. Какой же я ...... мужчина. Как я семью свою обеспечивать буду? Или моя жена будет мне разрешать пить или не пить чай?

И я после этих рассуждений опять задаю ему вопрос:

- Ты хочешь чай?

И ребёнок с полностью осмысленным взором говорит:

- Да, разрешаю себе пить чай на занятии.

После этого я у него спрашиваю:

- Как ты относишься к тому, что не можешь выполнить какие-то задания по русскому языку?

- Чувствую себя обиженным и мне некомфортно.

- Как тебе с этим чувством живётся? Ты хочешь продолжать его чувствовать, так как привык к нему, или попробуешь испытывать другие чувства?

Он отмахивается и говорит, что привык. И ему все равно, что у него не получается. Всё равно от него никто ничего не ждёт.

После этого я у него спрашиваю:

- А что ты от себя ждёшь?

- Ничего.

- То есть ты готов, чтобы все решения за тебя принимал кто-то?

- Как с чаем?

- Да, точно, как с чаем. Смотри, чтобы за тебя решение не принимали, ты сам должен брать ответственность за свои действия. И в твоих силах поменять чувство обиды и некомфортное чувство на занятиях по русскому.

И мне кажется, он точно понял, что я имею в виду (вот бы взрослые так быстро все понимали), так как больше ни разу ко мне не пришёл без выполненного домашнего задания. Да и оценки по русскому сейчас начали прыгать от двойки в сторону тройки (ошибок точно стало меньше).

Так интересно, что методики иногда ни при чём. Просто стоит принять решение. Самому🤗

Рекомендую к прочтению 🎈 У речи есть собственные этапы возникновения, которые нужно пройти и не пропускать

-2

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог