Греческий бог Дионис, чаще всего, представляется нам в образе пухлого жизнелюбивого мужчины, этакого выпивохи, веселящегося с женщинами на природе.
По происхождению он, скорей, полубог, так как отцом его был Зевс, а матерью смертная женщина — фиванская царевна, которую погубила ревнивая Гера, устроив пожар во дворце.
И ее еще не рожденного сына доносил в бедре сам Зевс. Возможно, именно из-за этой особенности своего рождения, Дионис и стал сразу богом.
Причем богом, у которого не было храмов, но было множество почитателей.
Но был у греков и совсем другой Дионис, далекий от образа жизнерадостного сластолюбца. И с очень трагичной судьбой.
Это Дионис Загрей.
Легенда о нем была популярна у орфистов, учение которых поддерживало идею бессмертия души. Орфей отправился в царство мертвых за своей умершей женой и вернулся оттуда живым. Так же и человеческая душа, покидая тело, может вернуться обратно в мир живых, правда уже в другое тело. То есть, орфисты верили в реинкарнацию.
Отсюда и сложная судьба их Диониса Загрея. Он был сыном Зевса и Персефоны, мудрым рогатым божеством. Причем умом он обладал таким, что отец решает отдать ему свою власть. Сам же Зевс уходит на пенсию.
Чем быстренько воспользовались титаны (здесь они тоже в конфликте с Зевсом, но не сброшены им в Тартар). Они убивают, расчленяют и съедают бедного Диониса. Жуть.
Правда не всего — сердце, которое досталось Афине (она тут титанида и предательница своих) попадает в руки Зевса. И тот, в порыве гнева, испепеляет всех титанов. А заодно и весь мир. А оставшихся в живых людей, чтобы загасить разгоревшийся пожар, добивает непрекращающимися дождями (греческий вариант всемирного потопа).
Опомнившись, заглавный бог восстанавливает человечество из пепла титанов. А сердце любимого сына отдает той самой Семеле — фиванской царевне. Проглотив его, она беременеет классическим Дионисом. И история продолжается уже по известному сценарию (пожар, бедро Зевса, вакханалии).