Здравствуйте все, кто меня читает.
МЯСНИКОВА МОЖНО ЛЮБИТЬ И НЕ ЛЮБИТЬ, ЕМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ И НЕ ДОВЕРЯТЬ, НО ДЕЛАТЬ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО НЕЛЬЗЯ. И ВОТ ПОЧЕМУ.
Нашла на Дзене фразу: «Я не люблю и не доверяю доктору Мясникову».
Почему же нельзя делать это одновременно? Потому что такое предложение содержит грамматическую ошибку: нарушение построения предложения с однородными членами. И здесь же ошибка в подчинительной связи управление.
Вспомним школьную программу и разберем предложение по членам.
Я не люблю и не доверяю доктору Мясникову.
Кто? -я, что делаю?- не люблю, не люблю кого ? -?…(МясниковА) и что делаю? - не доверяю – кому? –МясниковУ.
Таким образом, однородные сказуемые требуют в первом случае винительного падежа, а во втором -дательного.
Какие же варианты построения предложения возможны?
Я не люблю доктора Мясникова и не доверяю ему.
Я не доверяю доктору Мясникову и не люблю его.
Я не люблю доктора Мясникова и не испытываю доверия к нему.
Но в любом случае управление требует разных падежей.
Вспомним типы подчинительной связи в словосочетании
( только самое основное – если надо будет повторить полнее, пишите в комментариях).
Обратите внимание: вы можете дать почитать эту статью своим детям, особенно тем, кто сдаёт ОГЭ и ЕГЭ. Восьмиклассникам тоже будет полезно, т.к. эта тема у них идет по программе, а ошибки допускают все.
Итак , виды подчинительной связи в словосочетании.
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ - значит от одного слова (главного) к другому (зависимому) задаем вопрос. Помним, что видов всего три.
- СОГЛАСОВАНИЕ - как правило, главное слово – существительное, зависимое – прилагательное или слова, похожие на него, т.е. отвечают на вопрос «какой?» Оба слова имеют один падеж.
Мальчик (какой?) маленький, играющий, третий, наш.
Меняется слово мальчик (главное), в том же падеже ставится зависимое: нашего мальчика, нашему мальчику и т.д.
- УПРАВЛЕНИЕ. Это как раз наш случай.
Главное слово часто глагол, но возможно и существительное. Главное слово всегда ТРЕБУЕТ от зависимого (чаще это существительное) определённого падежа:
работать над сочинением (тв.пад.), но писать сочинение (вин.пад.); любить Родину (вин.пад.), но гордиться Родиной (тв.пад), доверять врачу (дат .пад.), но уважать врача (вин.пад.) и т.д
- ПРИМЫКАНИЕ. Зависимое слово связано с главным ПО СМЫСЛУ, и оно НЕИЗМЕНЯЕМОЕ (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного, притяжательное местоимение -его, её, их. )
Хочу учиться, хотел учиться, говорил громко, говорить громко и т.д.
Поэтому, когда мы строим предложение, не можем не учитывать связь слов в нем.
Отсюда: любить можно кого, а доверять кому. В нашем случае трудно придумать предложение, в котором «люблю» и «доверяю» имели бы общее зависимое слово. Попробуйте, может быть, вам удастся. Хотя, возможно, так:
«Я не уважаю и не ценю доктора Мясникова.
Я не испытываю уважения и доверия к доктору Мясникову.»
Или в зависимости от предпочтений:
«Я уважаю и ценю доктора Мясникова.
Я испытываю уважение и доверие к доктору Мясникову.
Я уважаю доктора Мясникова и доверяю ему. »
И небольшой практикум: найдете ошибки в предложениях
(Ответ в конце статьи) :
Через некоторое время ребенок стал общительным и играть с детьми.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
(Источник второго предложения: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/181-narushenie-upravleniya.html).
И небольшой БОНУС за то, что дочитали до конца. Слова, в которых ошибки мы не увидим, а услышим.
Я снова об орфоэпии.
Сегодня выбрала медицинскую тему. Запоминаем, как правильно поставить ударение в словах (у детей, сдающих ЕГЭ, это задание 4).
АнАтом – наш анАтом, будет делегатом.
ДиспансЕр (сэ) - сэр поехал в диспансЕр (диспансЭр)
ДозИровать – информацию будем дозИровать и никого не шокировать. ЗвонИт , звонИшь - ты его не огорчишь, если вдруг не позвонИшь. КровоточИть - нужно срочно нос лечить, начал он кровоточИть
ОблегчИть, облегчИт- чтоб страданья облегчИть, надо ранки полечить.
КАшлянуть – кАшлянуть и чЕрпать, закУпорить, исчЕрпать
ОТВЕТЫ.
Через некоторое время ребенок стал общительным и начал играть с детьми.
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их. (Источник второго предложения: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/181-narushenie-upravleniya.html)
На этом пока все. Спасибо за внимание.
Буду благодарна, если напишете комментарии и поставите лайки.
(Кстати, напишИте или напишЕте? )