Найти в Дзене
Литература о жизни

Природа и фантастическое в очерке И.С. Тургенева "Бежин луг".

Оглавление

Образ природы в очерке "Бежин луг"

Рассказ начинается описанием дневного времени ("был прекрасный июльский день...") а заканчивается картиной утра. В центре же рассказа стоит ночь. Поскольку ночь оказывается обрамленной утренними и дневными красками, то композицию произведения можно назвать кольцевой.

Писатель описывает Бежин луг и близлежащие окрестности как настоящий художник или как музыкант: перечисляются все краски, все оттенки, все звуки.

С наступлением природа становится таинственной и даже несколько зловещей. Она окутывает все повествование, как магическое покрывало, и является словно еще одним героем повествования.

В строках, посвященных природе, проза Тургенева превращается в поэзию:

Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи.

Та же самая торжественность и поэзия, исходящая от земли, подчеркивается еще раз посреди ночи:

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…

В данном отрывке используется множество изобразительных средств, чтобы выразить необыкновенную красоту родного края, а также создать таинственное обрамление для страшных рассказов мальчишек:

эпитеты: "торжественно и царственно" стояла ночь, "бесчисленные золотые звезды", "стремительный, безостановочный бег земли"

сравнение: полуночной теплыни "лежать мягким пологом"

развернутое сравнение: "звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути"

повтор: "до первого лепета, до первых шорохов ..утра, до первых росинок зари"

С помощью этих средств писатель передает ощущение вечности, тайны, исходящее от ночного неба.

Этот текст, как и многие другие фразы очерка, передает неповторимое очарование ночи, и вообще ночь в рассказе - это совершенно особый персонаж. Она наводит страх не только на мальчишек, но и на самого автора в начале рассказа, когда он потерял дорогу и его пугают то незнакомые лощины, то летучие мыши, то поздние птицы:

Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота.

Фантастическое в рассказе

Рассказ содержит в себе черты мистического (фантастического). Ведь рассказчик не отрицает прямо того фантастического, что услышал от мальчишек. Напротив, он пишет, что сразу после рассказа про русалку с реки послышался

"один из тех непонятных ночных звуков...Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке".

Звук так и остался непонятным и не нашел никакого объяснения.

Также рассказчик будто намекает, что Павлуша не зря слышал водяного у реки:

"в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!"

Однако, получается, что "дурная примета" сбылась...

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!