Летом 1945 солдаты из округа МакМинн начали возвращаться домой. К августу 1946 г. на улицах Афин рябило в глазах от молодых ребят в военной форме [5].
Поначалу шериф Мэнсфилд и Co не увидели в этом никакой угрозы для себя. Более того, они восприняли вернувшихся с войны ветеранов, как дополнительный источник дохода- демобилизующиеся солдаты получали на руки «пособие по увольнению», и шериф с помощниками были твердо намерены заставить им поделиться. Ветеранов хватали по поводу и без повода. Как выразился бывший морской пехотинец Билл Уайт (один из тех, кто стал во главе движения объединившихся ветеранов)- «Это был просто еще один из видов рэкета…Но чем больше бывших Джи-Ай они (полицейские) арестовывали, чем больше они избивали- тем злее становились ветераны». К сожалению, только арестами и избиениями дело не ограничилось- двое бывших солдат были застрелены помощниками шерифа, якобы «при оказании ими сопротивления»… [4][5][7].
Поначалу ветераны хотели ограничиться законными методами- 1 августа 1946 г. должны были состояться новые выборы, на которых Мэнсфилд и Кантрелл планировали произвести рокировку- Кантрелл должен был снова занять место шерифа, а Мэнсфилд- уйти на его место в сенат штата. Бывшие Джи- Ай твердо решили этому помешать- весной 1946 г. на секретной встрече, куда были допущены только ветераны, была создана организация Внепартийный Список Ветеранов. К маю организация насчитывала уже 450 членов и сформировала свой список кандидатов на должности в местных органах власти [4].
Примечательно, что движение ветеранов было действительно «внепартийным»- из пяти кандидатов двое были демократами, трое- республиканцами [9]. Расовая принадлежность тоже не имела значения- в ее составе были и белые, и цветные ветераны. [4]
Возглавлял избирательный список ветеранов бывший сержант Нокс Хенри, участник Североафриканской кампании, имевший правительственные награды и происходивший из уважаемой местной семьи [4]. Лозунгом предвыборной кампании ветеранов стало: «Ваши голоса будут посчитаны справедливо!»
Естественно, каждая предвыборная кампания требует средств. Что касается ветеранов, средства на неё были выделены анонимно местными бизнесменами, уставшими от поборов Мэнсфилда. Владельцы местных предприятий объявили день голосования выходным днем для своих сотрудников, чтобы каждый мог проголосовать.
Кроме того, ветераны заручились поддержкой всеамериканской организации «Ветераны Зарубежных Войн» (Veterans of Foreign Wars, VFW) [4].
Чем ближе становились выборы, тем сильнее нагнеталась обстановка. Незадолго перед выборами, один из служащих местного суда, Клайд Роджерс, выступил публично с заявлением, в котором покаялся в том, что он и его отец помогали организовать подтасовку результатов выборов в 1936 г. Сразу после этого отец Роджерса был ограблен и арестован, а его сводный брат получил на пороге своей аптеки пулю- все от тех же помощников шерифа [10].
Кандидаты от ветеранов постоянно получали угрозы по телефону и по почте. Несколько штаб- квартир волонтеров были разгромлены полицией, а сами волонтеры- избиты [10].
В ответ, ветераны объявили награду в 1000 $ за подтвержденную информацию о каждом случае подтасовки избирательных бюллетеней. 30 июля 1946 г., за два дня до выборов, двое помощников шерифа были задержаны с грузом контрафактного спиртного. Как они признались, оно предназначалось для подкупа избирателей на участках [5].
К моменту начала выборов Мэнсфилд и Кантрелл вновь раздули штат полиции округа с 15 до 200 человек с целью обеспечить полный контроль над выборами. "Список ветеранов" тоже не сидел, сложа руки- четыре с половиной сотни демобилизованных Джи- Ай из соседних округов были готовы придти на помощь своим бывшим сослуживцам [5]. Кроме того, отделение «Ветеранов Зарубежных Войн» соседнего округа Блаунт предложило свою помощь, направив наблюдателей из числа своих членов на избирательные участки [5].
Попранные права.
К 9:00 1 августа 1946 г. перед избирательными участками выстроились самые длинные в истории округа очереди. На всех участках присутствовали наблюдатели от "Списка". Через громкоговорители раздавались призывы: «Приходите на избирательные участки, голосуйте и оставайтесь рядом весь день, пока не будет объявлено, кто победил. Здесь не Германия. Гитлер не указывает вам, как голосовать. На избирательных участках вы в безопасности и ваши голоса будут посчитаны справедливо!».
Первые неприятности не заставили себя долго ждать [5]. Уже с 9:30 начались избиения и аресты наблюдателей от ветеранов, а также сочувствующих им на большинстве избирательных участков.
На участке в городе Этова представитель "Списка" был арестован за то, что попросил продемонстрировать, что принесенные на участок ящики для голосования пусты. В столице округа, городе Афины, наблюдатель Уолтер Эллис был арестован за то, что обратил внимание, что в очереди «якобы избирателей» присутствуют несовершеннолетние… И так далее, и так далее, и так далее.. [4] [5][10].
Я, пожалуй, не буду описывать все случаи нарушений, перечисленные в источниках- их было слишком много для того, чтобы все это уместилось в рамках статьи. В ход шло все- воспрепятствование проходу на избирательный участок (помощники шерифа построились у входов таким образом, что для того, чтобы пройти на участок, избирателям приходилось протискиваться между вооруженными людьми), нарушение принципа тайны голосования (помощники шерифа внаглую разглядывали бюллетени избирателей), запугивания и прямое насилие [10].
Три самых крупных избирательных участка находились в Афинах и располагались в кафе «Dixie», здании суда и на местной станции водоочистки [4][10]. На двух из них и развернулись весьма драматичные события.
В кафе в качестве наблюдателей от ветеранов присутствовали двое двое бывших солдат- Боб Харрилл и Лес Дули. Когда Харрилл обратил внимание присутствующих, что среди лиц, получивших на руки бюллетени, присутствуют лица, не зарегистрированные в списках избирателей и несовершеннолетние (тот же трюк, что и выше), один из помощников шерифа, Майнус Уилбурн, со словами: «Как же ты меня достал за весь день!» изо всех сил ударил ветерана дубинкой по голове, сбил с ног и принялся избивать. На второго наблюдателя, Дули, в этот момент были направлены стволы револьверов двух других помощников. Их не смутило даже то, что у Леса не было одной руки- он потерял ее в Марокко… Истекающего кровью Харрилла в бессознательном состоянии увезли в тюрьму, предварительно ограбив (в этом нет ничего удивительного, если у честь, что, как я писал в первой части статьи, значительную часть «помощников шерифа» набрали из бывших заключенных); Дули отволокли в подсобку кафе, где заперли, приказав «сидеть и не рыпаться». После этого участок просто закрыли для дальнейшего голосования…[10]
Второй вопиющий случай произошел на станции водоочистки, где 60- летний чернокожий Том Гиллеспи пришел на участок для голосования за час до закрытия. Он всегда был активным гражданином: «Я очень ценю это право потому, что у моих предков его не было».
После того, как он отметил в своем бюллетене кандидатов от ветеранов, это разглядел один из помощников шерифа, Уинди Уайз. Когда Гисллеспи попытался подойти к урне для голосования, Уайз его остановил:
- Ты не можешь здесь проголосовать!
- Почему, мистер Уайз?
- Ниггер, ты не можешь голосовать здесь!
Старик попытался обойти Уайза; тогда тот вытащил наручники, ударил ими упрямого избирателя по голове и выбросил за двери участка. Но упорства Гиллеспи было не занимать- он поднялся, снова вошел на избирательный участок и прислонился к стене, скрестив на груди скованные руки, всем своим видом давая понять, что никуда отсюда не уйдет.
- Будь ты проклят!- казал Уайз.- Тебе же было сказано, черномазый, что ты не будешь голосовать на этом чертовом участке!
Он вытащил пистолет и выстрелил Гиллеспи в грудь. Рубашка окрасилась красным, и Том сполз вниз по стене, на которую опирался. На участке и вокруг него мгновенно воцарилась тишина. Но когда после слов Уайза: «Уберите отсюда этого ниггера!» двое полицейских выволокли истекающего кровью Гиллеспи из участка, тишина взорвалась криками ярости. Толпа качнулась в сторону входа, но помощники шерифа вытащили оружие и направили на разгневанных местных жителей. Тем пришлось отхлынуть от избирательного участка…[10]. После этого люди шерифа Мэнсфилда также, как и в кафе «Dixie», закрыли участок и увезли урны для голосования в местную тюрьму. Двое наблюдателей от "Списка ветеранов", Чарльз Скотт и Эд Вестэл, пытаясь этому помешать, были схвачены помощниками шерифа, но сумели бежать, выбив подручными средствами стеклянные двери участка. Полицейские принялись стрелять им в спину, к счастью, никого не задев, но заставив окружившую участок толпу искать укрытия за машинами [4]. «Отморозков» в форме не смутило даже присутствие при этом журналистов[4].
«..От всех врагов, внешних и внутренних».
Впрочем, даже голыми руками ветераны в некоторых случаях сумели дать отпор «политической машине». Пятеро помощников Мэнсфилда на разных участках, пытавшихся силой помешать голосованию, были схвачены и разоружены бывшими солдатами. Такая же участь постигла еще двоих, вломившихся в штаб- квартиру ветеранов и требовавших выдать им Скотта и Вэстела, а остальным- убираться к чертовой матери. После этого «пленных» раздели, связали, вывезли за пределы города и дали пинка в сторону Джорджии, откуда они в свое время и прибыли [4][9].
Весь день главе "Списка ветеранов", Джиму Батрэму, по телефону и лично поступали сообщения о нарушениях на выборах. К вечеру в помещение, принадлежащее местному ювелирному магазину и служащее ветеранам штаб- квартирой, набилось больше 200 человек, громко выражающих свое негодование. Батрэм показал им две телеграммы, ранее отправленные губернатору штата Теннесси Джиму МакКорду и Генеральному прокурору США Тому Кларку; в обоих Лига требовала от должностных лиц обеспечить честные выборы. Обе телеграммы остались без ответа [5]. Ветераны объявили общий сбор в 3:00 (за час до окончания голосования) возле местной станции техобслуживания [5].
На импровизированном митинге речь шла о том, что несмотря на то, что по данным экзит- поллов кандидаты от ветераны лидируют на выборах с преимуществом 3:1, ничто еще не кончено. Вскоре стало известно о происшествиях на участках в кафе и на станции водоочистки, а также о том, что урны с бюллетенями с трех крупнейших участков уже увезены людьми Мэнсфилда в здание местной тюрьмы.
Всем стало ясно, что если не заставить избирательную комиссию, возглавляемую Мэнсфилдом и Вудсом (ставленником Кантрелла, я писал о нем в предыдущей части) открыто пересчитать бюллетени, то дело оппозиции проиграно- завтра «политическая машина» объявит о собственной победе, в город введут войска, их арестованные товарищи уедут по этапу, а организацию распустят за нападение на офицеров полиции [5]. Среди ветеранов прозвучал клич: «К оружию!».
Окончание следует.
Источники информации:
[1] https://www.britannica.com/topic/political-machine
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0
[4] Stephen С. Byrum «McMinn County», 1984. https://archive.org/details/tennesseecountyh54byru
[5] Lones Seiber «The Battle of Athens» https://www.americanheritage.com/battle-athens
[6] Jennifer E. Brooks «Battleof Athens”
https://tennesseeencyclopedia.net/entries/battle-of-athens/
[7] «What Happened In Athens, Tennessee, and Why Does It Matter Now?» https://medium.com/@GradSchoolFool1/what-happened-in-athens-tennessee-and-why-does-it-matter-now-20ba75d7b152
[8] https://www.abbevilleinstitute.org/blog/the-battle-of-athens-tennessee/
[9] John Egerton “Speak Now Against the Day the Generation Before the Civil Rights Movement in the South», 1995 г.
[10] Chris DeRose “Get the Hell Out of Here and Get Something to Shoot With», https://www.politico.com/news/magazine/2020/11/01/world-war-ii-veterans-rigged-election-433773