Ремонт затягивается на год, цена вырастает в 2-3 раза, а квартира после приемки выглядит хуже, чем до строителей. Так бывает, если нанять неопытных мастеров или попасть на мошенников.
От мастеров зависит результат ремонта. Опытные ремонтники даже с недорогими материалами сделают из квартиры конфетку. А неумелым и ленивым вообще нельзя доверять ремонт.
Эксперты из компании «Ларссон» рассказали, какие вопросы нужно задать ремонтникам при первой встрече, чтобы отсеять новичков и мошенников. Если ремонт делает компания, задавать эти вопросы нужно сметчику. Если частная бригада — прорабу или мастеру.
Правильные ответы не гарантируют, что ремонт пройдет без проблем. Зато повысят шанс удачно выбрать мастеров.
Сколько стоит работа?
Ремонт считают по фиксированному тарифу за м2 — или по площади, с отдельными видами работ.
Оценка работ по фиксированному тарифу за м2 не бывает точной. Иногда ремонтники переоценивают работу — заказчик переплачивает. Иногда наоборот: занижают цену, чтобы получить заказ, а в процессе ремонта требуют доплат .
Лучше считать работы по площади или отдельным работам. С самого начала мастера понимают объем работ и могут прикинуть срок ремонта, а заказчик — за что нужно будет платить.
Благодаря смете хозяин квартиры понимает, за какие работы платит. Он не переплачивает, если какие-то пункты стандартного тарифа не нужны в его ремонте. А если в квартире понадобится сделать что-то, чего не было в смете, заказчик и ремонтники быстро договорятся о цене — посчитают по прайс-листу и внесут в смету.
Что проверить в смете
Бывает, что часть работ специально убирают, цены указывают значительно ниже средней по рынку, а площадь квартиры занижают. Так делают, когда нужно нарисовать в смете низкую цену и получить заказ.
50-200% прибавляется к цене ремонта, если смету посчитали неправильно.
В процессе ремонта эти работы возвращают, цену пересматривают, а площадь пересчитывают. Итоговая стоимость и сроки работ вырастают на 50-200%.
Чтобы такого не произошло, до начала ремонта, нужно заказать сметы у 2-3 подрядчиков.
Сметы нужно сравнить по отдельным работам, а не по итоговой стоимости. Увидели расхождения — нужно звонить сметчикам или прорабам и спрашивать, зачем нужен тот или иной пункт, почему его включили или наоборот не вписали.
Подрядчика лучше не нанимать, если в смете:
- не хватает 2-5 видов работ
- цена работ ниже, чем у конкурентов, на 20-40%
- в расчетах ошибки: умножили 5 на 100 — и получили 300
- указаны неправильные площади стен, пола, потолков
Вы берете предоплату?
Некоторые ремонтники берут предоплату за работу. Это удобно мастерам, но опасно заказчикам: никто не гарантирует, что прораб закончит ремонт, а не сбежит с деньгами.
Сейчас многие компании и бригады берут оплату по факту выполнения работ. Так заказчику спокойней: даже если работу не выполнят или сделают плохо, он останется при деньгах. Мастерам так тоже удобнее — хозяин квартиры не стоит над душой весь день, чтобы проверить их работу.
Когда квартиру ремонтируют без предоплаты, работы разбивают на этапы: по времени или стоимости. Сделали этап — пригласили заказчика в квартиру, чтобы показать результат. Это гарантия для клиента и мастера.
Если все хорошо, заказчик оплачивает сделанный этап ремонта, и мастера продолжают работать. Если клиент не собирался платить за ремонт или хотел сбить цену в процессе работ, мастера уходят с объекта.
Реальный случай
Молодая пара делала ремонт в однушке. Муж нанял своих знакомых, чтобы выровнять стены в ванной. Мастерам оставили денег на материалы и заплатили наперед 50% стоимости работ.
Супруги уехали на неделю, а когда вернулись, то увидели в квартире грязь, бардак — и нетронутые стены в ванной. Мастера потратили весь аванс на алкоголь и всю неделю пили в хозяйской квартире.
Горе-мастеров прогнали. Деньги вернуть не удалось. Хозяевам квартиры пришлось выравнивать стены в ванной своими руками.
Бывает так, что предоплату просит мастер с красивым портфолио и хорошими рекомендациями. Даже в этом случае лучше не платить вперед. Вместо этого — нанять другого ремонтника с такой же квалификацией, который работает без аванса.
Заплатить вперед можно, — если ремонтники сами закупают материалы
Сметчик или прораб составляет список материалов и рассчитывает стоимость, а заказчики по этой смете выдают деньги. После закупки ремонтники отчитываются: предоставляют чеки и накладные, показывают купленные материалы. Сдачу возвращают.
Заключаете договор?
В договоре фиксируют стоимость и сроки ремонта, неустойку и гарантию на работы.
Обязательно прописывают, что будет в непредвиденных ситуациях: например, если задержат поставку материалов или мастера затянут ремонт.
Документ с подписями компании или прораба защищает интересы заказчика: если мастера затянут ремонт, он сможет получить неустойку или обратиться в суд. Еще договор пригодится, если нужно подтвердить расходы — например, для оформления налогового вычета.
Без договора нанимать мастеров нельзя.
Какие гарантии на ремонт предоставляете?
Ремонтные компании обычно предоставляют гарантию на работу. Это нормально.
Бывает так, что мастера скрывают или не замечают дефект. На приемке новая отделка выглядит хорошо. Но уже через пару месяцев после ремонта по стенам идут трещины, розетки начинают искрить, а трубы протекают. Если гарантии от подрядчика нет, платить за переделки придется самому.
Гарантию и срок на ремонт прописывают в договоре. В документе указывают, на какие работы распространяется гарантия, как обратиться за ремонтом.
Кто покупает материалы?
Материалы для ремонта квартиры покупают хозяева квартиры или ремонтники.
На поездки по строительным магазинам нужно выделить время. А еще нервы: кто выбирал когда-нибудь обои с супругом, тот знает.
Хорошо, когда заказчикам предоставляют оба варианта.
Чтобы не обманули на материалах, нужно спросить, где подрядчик все закупает. Плохо, если на рынке или в маленьком магазинчике: там знакомые нечестных мастеров могут накрутить цены.
Хороший знак — если материалы закупают в крупном строительном гипермаркете. Тогда цены получится проверить прямо на сайте.
Идеальный вариант — если ремонтники закупают материалы напрямую у производителей. Ассортимент шире, чем на полках магазинов, а цены можно сравнить со средними в интернете.
Хорошо, если у ремонтной компании есть свой склад черновых материалов и шоурум
Так смеси со склада черновых материалов привозят в квартиру вовремя. Ремонтники гарантируют качество своей работы, потому что точно знают, в каких условиях хранились материалы.
В шоуруме можно увидеть и пощупать образцы чистовых материалов: оценить фактуру, цвет, рисунок. На фотографии из-за качества снимка или настроек монитора текстура может затеряться, а цвет выглядеть ярче, чем на самом деле.
Если решили закупать все самостоятельно, нужно попросить ремонтников рассчитать количество, посоветовать марки черновых и чистовых материалов.
Как вы работаете?
До начала ремонта мастера должны рассказать заказчику, по какому графику планируют работать. Иначе есть риск, что процесс затянется надолго.
Прораб должен составить график работы перед началом ремонта. В документе расписывает, когда бригада по плану должна завершить каждую работу. График нужен ремонтникам, чтобы разметить контрольные точки и закончить работу в срок. А заказчику так проще следить за ходом ремонта.
Если мастера говорят, что успеют в срок и без графика, — это повод отказаться от бригады. Скорее всего сроки будут сдвигаться, ремонт затянется на месяцы.
Когда сможете приступить?
Простой вопрос, который показывает уровень работы мастеров.
Хорошая частная бригада не может начать ремонт сразу: у них всегда есть в работе объект и очередь.
Если у мастеров мало клиентов, их редко рекомендуют, — очереди не будет. Нанимать такую бригаду рискованно: возможно, они плохо работают или только начинают.
Это правило не относится к ремонтным компаниям
У ремонтных компаний обычно много бригад: одни начинают работу на объектах, а другие заканчивают. Поэтому они могут быстро найти мастеров и приступить к ремонту. Но даже ремонтной компании потребуется на это 3-4 дня.
Чем будете работать?
От инструментов мастера зависит качество отделки.
Мастерам нужны электроинструменты. Необходимый минимум для капитального ремонта:
- перфоратор;
- шуруповерт;
- болгарка;
- штроборез;
- пресс для труб;
- строительный миксер;
- плиткорез.
от 8 тыс. рублей стоит перфоратор, которым можно долбить стены;
от 5 тыс. рублей стоит электрический плиткорез.
Опытные мастера приносят с собой весь набор. На инструментах не экономят — покупают мощные и долговечные, от известных производителей.
Плохо, если у мастеров нет своих электроинструментов. Скорее всего, работать будут по старинке, ручными инструментами. Это долго, от мастера потребуется больше усилий.
от 50 тыс. рублей стоит набор инструментов для ремонта квартиры.
Еще работа ручными инструментами будет дороже, а результат — хуже. Например, электрический плиткорез нарежет плитку идеально ровно и почти без брака. Ручные инструменты сделают более грубый срез, а в процессе побьется много плитки.
Иногда бывают совсем неприятные ситуации: мастера берут предоплату и на них покупают себе инструменты. Потом начинают требовать с заказчика больше денег под разными предлогами — предоплата ведь почти закончилась. Поэтому ремонтников без своих инструментов лучше не нанимать.
Где можно увидеть ваши работы?
Работы — лучшее доказательство опыта мастеров. Хорошо, если можно увидеть объект вживую или хотя бы на видео.
Доверять только фотографиям не стоит: картинки хорошего ремонта легко скачать из интернета. На глаз и через поиск Гугл Картинок сложно сказать, откуда снимки: первоисточник придется слишком долго искать.
Видео дает больше доверия, чем фото. Но даже видео может быть заказным или скачанным у другой компании. Записи можно доверять, если на видео есть сотрудник компании, а квартиру показали с разных ракурсов.
Лучший вариант — съездить в квартиру, которую подрядчик сейчас ремонтирует. Так можно своими глазами увидеть качество работы, оценить порядок на объекте, пообщаться с мастерами.
Еще если работы этой бригады понравились, можно попросить нанять их на свой ремонт. Правда, придется подождать, пока мастера закончат текущий объект.
Что вы мне посоветуете здесь сделать?
Сметчики и прорабы должны разбираться в материалах и работах. Попросить совета об отделке квартиры — это нормально.
Плохо, если ремонтники готовы сделать что угодно. Скорее всего они не помогут выбрать материалы и не предостерегут от дорогостоящих ошибок. Из-за такого подхода отделка прослужит недолго, а непродуманные детали будут раздражать.
10 вопросов, которые важно задать мастерам до ремонта
1. Сколько стоит работа? — Подрядчик должен составить смету, по ней проще сравнить его предложение с другими.
2. Нужна ли предоплата? — Если нужна, ремонтников лучше не нанимать. Вместо этого — найти мастеров, которым можно заплатить по факту.
3. Вы заключаете договор? — Документ с подписями компании защищает заказчика. В договоре прописывают все условия: стоимость, сроки, порядок приемки и оплаты, гарантию. К договору прикладывают прайс-лист и смету: если в процессе нужно добавить работы, по ценам ориентируются на них. Без договора нанимать мастеров нельзя.
4. Какую гарантию даете? — Гарантия должна быть прописана в договоре. Если в отделке проявляются дефекты, их исправляют бесплатно.
5. Вы поможете купить материалы? — Если да, заказчик может поручить ремонтникам закупки и сэкономить время.
6. Как будете работать? — Ремонтники должны предоставить график работ и сказать, в какие часы будут находиться в квартире. Нет графика — ремонт затянется.
7. Когда сможете приступить? — Быстро начать работу могут только неопытные бригады или мастера не самой высокой квалификации. Лучше подождать квалифицированных мастеров или обратиться в компанию, где много бригад.
8. Какие инструменты используете? — Не стоит нанимать мастеров, у которых из инструментов только отвертки и шпатели.
9. Где можно увидеть ваши работы? — Лучше всего поехать с бригадой на рабочий объект. Видео тоже подойдет, если в кадре сотрудник компании и квартира с разных ракурсов. Только на фотографии полагаться нельзя.
10. Что посоветуете для моей квартиры? — Лучше не нанимать мастера, который ничего не может посоветовать: либо не разбирается, либо не беспокоится о результате.