Несмотря на значительное снижение звонков в службу скорой помощи, в Бийске открылся еще один госпиталь для пациентов с коронавирусом. Можно ли говорить о стабилизации эпидемиологической ситуации и в каких условиях сегодня работают ключевые учреждения здравоохранения наукограда? „Деловой Бийск“ побывал на станции скорой помощи, во второй городской больнице и первой детской поликлинике и готов поделиться увиденным.
Нескорая „скорая“
— Служба „03“ слушает. Что у вас случилось?
На суточной смене в приобской подстанции скорой помощи Бийска 4 фельдшера-диспетчера. Рядом с рабочим столом — места для отдыха. Но покой медработникам только снится, прилечь некогда. В сутки они принимают до пятисот звонков от жителей города, а также Бийского и Зонального районов. Еще пару недель назад эта цифра доходила до семисот.
— В пандемию стало работать гораздо сложнее и физически, и морально, — делится фельдшер-диспетчер станции скорой помощи Лариса Кремлева. — Очень много оскорблений приходится выслушивать от жителей по поводу того, что бригады долго едут. Как они не могут понять, что мы такие же люди и тоже можем болеть? Нас просто на всех не хватает. Для эффективной работы службы скорой помощи Бийска необходимо каждый день выводить на линию 30 автомобилей. В худшие смены в последние несколько месяцев их было не больше десяти-двенадцати, потому что из штатного состава врачей, фельдшеров и водителей почти четверть находилась на больничном. Учитывая шквал звонков, несложно подсчитать, сколько вызовов приходилось на одну бригаду. Медики сутками не покидали выездной транспорт.
— Да, сегодня звонков в нашу службу стало чуть меньше, — говорит главный врач бийской станции скорой помощи Алексей Карнаухов. — Мы связываем это с тем, что в поликлиниках открыли консультативные кол-центры. Еще недавно, когда их не было, люди по каждому чиху звонили по номеру „03“. Когда не дожидались ответа, то перезванивали в службу спасения „112“.
Там часто работают диспетчеры, не имеющие медицинского образования. Они не могут дать совет в простой ситуации, не требующей осмотра врача, просто принимают вызов и все. Зачастую наши бригады приезжали по адресу, когда проблема уже была решена. Тем временем в другой квартире врач был жизненно необходим.
Хочу выразить большую благодарность всем своим сотрудникам, ведь, несмотря на сложность обстановки и условия труда, ни один не написал заявление на увольнение. Еще один пример: бригада работает с ковидным пациентом. Такие медики на несколько часов выпа дают из привычного русла. Нужно облачиться в специальные костюмы, доставить больного в госпиталь, а может, и не одного, затем обработать автомобиль. А другие болезни никто не отменял. Также случаются дорожно-транспортные аварии, инфаркты и инсульты, роды, в конце концов. Поэтому на рядовые вызовы приходится задействовать специальные экипажи. — Мы только что приехали со взрослого вызова, — поясняет врач педиатрической бригады Александр Шапкин. — Если у человека поднялось давление или возникла другая угроза жизни, а поблизости находятся шоковая или психоневрологическая команда медиков, то их отправляют к этому больному. Даже так приходится выкручиваться. Служба скорой помощи продолжает работать на пределе своих возможностей. Однако совсем скоро диспетчеры ожидают новую волну звонков, когда начнется сезонный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппом.
Плюс один
Количество пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 в Алтайском крае не уменьшается уже несколько недель. Около 230 случаев этого заболевания фиксируют специалисты каждый день. Очевидно, что увеличение коек в ковидых госпиталях — обдуманное решение. На днях в Бийске для коронавирусных больных открыли еще один стационар, уже третий по счету. Он расположился в главном корпусе второй городской больницы.
— Вот это — отсекатель зоны поликлиники от нового госпиталя, — проводит экскурсию по медучреждению его руководитель Сергей Ковязин. — Несмотря на то что это обычная полиэтиленовая пленка, прикрепленная внахлест к деревянной раме, она отлично справляется со своей задачей — разделением воздушных масс. Мы считаем, что строить какую-то основательную конструкцию во временном госпитале — нецелесообразно.
В отдельном кабинете разместился новый рентген-аппарат. Он был поставлен в медучреждение меньше года назад. С помощью этого устройства пациентам, прибывшим сюда по скорой, будут проводить обследование для постановки диагноза и контроля течения болезни. Здесь же, на первом этаже, обустроены комнаты отдыха и приема пищи для медперсонала. На втором и третьем этажах будут размещать пациентов со среднетяжелым течением болезни. Для них в медучреждении приготовлено около 250 коек.
— Главное отличие этой площадки от двух других заключается в том, что здесь мы можем принимать людей с сопутствующими заболеваниями — травматологическими, хирургическими и гинекологическими, — поясняет Сергей Ковязин. — Для этого у нас есть действующие операционные. К примеру, раньше пациентов со сложными переломами, у которых к тому же подтвержденный диагноз COVID-19, приходилось везти в центральную городскую больницу. Там врачам требовалось надевать специальные защитные костюмы. Все проходило небыстро. Теперь же мы можем оперировать коронавирусных больных здесь. Подготовительные работы в госпитале велись две недели. Основная задача состояла в подведении кислорода в палаты, раньше он был доступен только больным, находящимся в реанимации. Кроме того, остается нерешенным вопрос с кадрами. На первое время достаточно двадцати медицинских работников, уже имеющихся в штате. Но при условии стопроцентной наполняемости больницы необходима помощь еще полсотни специалистов.
По словам главного врача Сергея Ковязина, ситуация находится под контролем: ведутся переговоры с врачами из соседних районов и даже регионов. Свое согласие на работу в Бийске дал хирург из Горно-Алтайска. Часто встречаются случаи, когда пациенты с коронавирусом стремятся попасть на лечение в стационар, несмотря на легкое течение болезни. Дело в том, что таких больных лекарствами должны обеспечивать поликлиники. На деле же это происходит не всегда, а в аптеках необходимых препаратов попросту нет. В стационаре такой ситуации допустить нельзя.
— Нужные лекарства у нас есть все, — уверяет главврач. — Грубых задержек поставок во время пандемии пока не было. Мы заранее создали так называемую подушку безопасности. Если каких-то препаратов нет, мы просто заменяем их на аналогичные.
Недетская болезнь
В сложной ситуации сегодня находятся и работники педиатрической службы — с кадрами проблема существовала всегда. Укомплектованность медицинскими работниками с высшим образованием в детской городской больнице составляет чуть выше сорока процентов. Еще и коронавирус добавил дефицита квалифицированной помощи — врачи тоже болеют.
— Для того чтобы предупредить распространение инфекции в учреждении, принято несколько глобальных мер, — рассказывает главный врач Елена Ковярова. — К примеру, на входе в поликлинику мы разместили пост. Сотрудник в защитной одежде измеряет всем посетителям температуру бесконтактным градусником. Пациентов с катаральными проявлениями (кашель, насморк. — Прим. корр.) мы отправляем на фильтр через отдельный вход. Наша задача — разделить потоки здоровых и больных детей. Напомним, что плановая медицинская помощь в Алтайском крае ограничена. В поликлинику сегодня можно попасть только для того, чтобы поставить профилактическую прививку или получить справку в детский сад. Но и для этих целей работает специальный кабинет. Случаев заболевания коронавирусом среди прикрепленного к поликлинике детского населения очень мало. Из двадцати шести тысяч детей зарегистрировано менее пятидесяти диагнозов COVID-19.
— Для оказания помощи таким пациентам у нас создана специальная ковидная бригада, — продолжает Елена Борисовна. — Детей на дому посещает медработник, облаченный в средства индивидуальной защиты. Для консультирования по телефону мы задействовали дополнительных сотрудников. К счастью, у маленьких пациентов мы не наблюдали тяжелых форм течения коронавируса. Иначе не знаю, как бы мы справились. Сегодня в приоритете оказание неотложной помощи только на дому. При подъеме у ребенка температуры, появлении насморка или кашля медики рекомендуют вызвать врача, а не вести больного в поликлинику.
Ирина Молодцова, фото Елены Коржевой.