Найти в Дзене
Литература о жизни

Как относится И.С. Тургенев к своему герою Базарову?

Оглавление

Евгений Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862).  На протяжении всего произведения мы видим, каким одиноким и непонятым оказывается этот персонаж. Нелепа, преждевременна его гибель. Как же сам автор относится к своему герою?

Что нравится автору в Базарове

Прежде всего, Базаров в романе противопоставлен всем окружающим.

Базаров - антитеза "Гамлетам"

Главный герой романа "Отцы и дети" воплотил в себе все то, чего недоставало, по мнению Тургенева, его поколению: реализм, действие, решительность. О проблемах этого поколения, полного нерешительных Гамлетов - статья писателя «Гамлет и Дон-Кихот» (1860).

В более раннем и не менее известном романе Тургенева «Рудин»(1855) обличается один из "Гамлетов" - красноречивый, романтичный главный герой, неспособный на реальный поступок.

Базаров - это антитеза такому нерешительному герою, как Рудин.

Базаров и критика старшего поколения

Итак, с помощью этого образа автор показывает недостатки лучших людей своего времени. Базаров высмеивает принципы старшего поколения не просто так, а потому что видит несоответствие между жизнью "отцов" и тем, что они провозглашают.

Например, отец Аркадия Николай Петрович прекрасно играет на виолончели, тонко чувствует природу и поэзию, но при этом довольно долго состоит в незаконной связи с Фенечкой, родившей ему сына. Конечно, Базаров далек от того, чтобы осуждать за это отца Аркадия. Тем не менее, возможно, что именно такие детали жизни Николая Петровича позволяют нигилисту относиться с сарказмом к музыкальным занятиям этого аристократа.

Таким образом, отец Аркадия, добрый, положительный и образованный, живет на самом деле не в ладу со своей совестью и честью. Когда Фенечка, его сожительница, появляется в салоне, он смущается. Тогда чему же служат его прекрасные «принципы»?

Цинизм Базарова можно объяснить, наверное, именно тем, что он видит противоречие между прекрасными чувствами и образом жизни таких господ.

Но герой остается не понят, так как люди принимают его манеру разговаривать за простую браваду.

Тургенев нам показывает, что у окружающих красивые слова, но странное существование, которое не соответствует их утверждениям. У Базарова  - все с точностью наоборот: грубость слов –  и при этом благородство поступков.

Базаров поражает «отцов», представителей старшего поколения, резкими высказываниями.

Например, он говорит Павлу Петровичу, что презирает русский народ. Однако мы можем заметить, что на деле это не так.

По крайней мере, он кажется ближе к народу, чем семейство Кирсановых. Не случайно его полюбили и дворовые ребята, и слуги, за исключением одного лакея-сноба. Базаров встает ночью без церемоний по просьбе Фенечки, чтобы помочь занемогшему ребенку. При знакомстве Базаров не забыл спросить у Фенечки отчество, что кажется необязательным для остальных. Вспомним при этом, что сам Николай Петрович «не допускал даже возможности сравнения  между женой и Фенечкой». Поэтому положение Фенечки (в начале романа) довольно унизительно.

Итак, в первых главах нам показана барская сущность Николая Петровича, скрытая за его прекраснодушием. Тем не менее для всех окружающих шокирующей фигурой кажется Базаров, а вовсе не отец Аркадия.

Тургенев показывает нам, что люди слишком много значения придают словам, а вместо этого нужно больше внимания обращать на реальные поступки и поведение человека.

Также мы видим, что Базаров постоянно находится в труде. Данное качество восхищает писателя. Главный герой «прогулки без цели терпеть не мог». Это приближает его к людям из народа: он встает всегда очень рано и принимается за дело. Этот молодой врач постоянно изучает науку, ставит собственные эксперименты. Это говорит о том, что Базаров очень хороший доктор. Он как раз из тех немногих людей, которые могут быть по-настоящему полезны обществу. Ирония автора звучит в этих строках:

Жизнь в Марьине текла своим порядком. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

Мы знаем, что, как большинство дворян, постоянно находятся без дела не только Аркадий, но и оба его старших родственника, братья Кирсановы, представители «отцов». Базаров бьет не в бровь, а в глаз, когда обращается к Павлу Петровичу:

«Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для bien publique?»

(То есть, спрашивает герой, какая польза для общества от ваших занятий чтением и музыкой?)

Также, записывая Николая Петровича в «отставного человека», Базаров произносит убийственную правду. Ведь несмотря на то, что отец Аркадия в чем-то старается, у него не получается быть полезным своим крестьянам, а значит, обществу в целом. Его народ бедствует, плохо одет, дома крестьян  в плохом состоянии, то есть имение находится в разрухе. Получается, его чтение Пушкина и другие занятия искусством нужны только ему одному, но бесполезны для других. «Отцы» сами смутно чувствуют свою вину в том, что не могут дать сыновьям достойный пример.

При чтении романа возникает впечатление, что в обществе явно больше таких, как Кирсановы, чем подобных Базарову.

В произведении подчеркивается некое превосходство и исключительность героя. Большинство персонажей в романе похожи в том, что они мало способны к действию, а Базаров стоит особняком среди них. Он обладает незаурядным интеллектом вкупе с реализмом мысли, действием, решительностью, активностью. Аркадий не имеет этих качеств и потому не дотягивает до уровня своего друга.

Что автор не может принять в Базарове

Отношение Базарова к искусству и культуре

В то же время, Тургенев не может принять однозначного отрицания культуры, которое провозглашает Базаров. Отношение Базарова к искусству, к культуре как к чему-то лишнему и ненужному – это суровый и беспощадный приговор всего поколения своим «отцам». Но этот приговор отталкивает от героя «отцов» (то есть в том числе и самого Тургенева) с их возможной поддержкой и делает невозможным любой диалог и взаимопомощь между ними. Таким образом, у главного героя нет фундамента под ногами в виде культурного наследия. Его бесчувственность по отношению к прекрасному по-настоящему пугает:

«Рафаэль гроша медного не стоит».

Все благотворные принципы культуры отрицаются, возможно, потому, что обычно, по мнению главного героя, их провозглашают люди, которые потеряли личный авторитет в глазах «детей».

К сожалению, такое отношение Базарова к культуре напоминает нам пророчество по отношению к безжалостному уничтожению культурных основ, произошедшему после Октябрьской революции 1917 года.

Базаров, по мнению автора, спорит с самой жизнью

Герой противопоставлен не только персонажам романа, но и, к сожалению, самой жизни. Нигилизм героя не выдерживает проверки его собственной судьбой. Эту сторону персонажа мы начинаем лучше видеть по мере развертывания сюжета.

Ведь, влюбившись в Одинцову, Базаров спорит уже не с «отцами», а со своей собственной натурой. Совершенно внезапно в его душе просыпается то, что он всегда отрицал. Поражение терпит его твердое намерение прожить всю жизнь без любви, считая себя и каждого человека существом, в котором все объясняется только физиологией.

Базаров вступает в настоящий конфликт со своей душой. Он любит, но пугается этого чувства. Он не хочет испытывать того, что испытывает. С этого времени он не в ладах с самим собой. Именно здесь его отрицание всего возвышенного сыграло с ним роковую шутку. После борьбы со своими эмоциями и переживаниями, герой все же признает, что он любит. Но любовь его оказалась неразделенной, ведь Анна Сергеевна не готова к таким сильным чувствам. А может быть, несмотря на свой искренний интерес к Базарову, она была слишком испугана эксцентричной, грубоватой, непонятной для нее натурой молодого человека.

Случайна ли смерть героя?

Базаров олицетворяет революционные силы, которым, по мысли писателя, не суждена долгая жизнь. Революция несет боль и разруху, Тургенев не желал такой судьбы для России. Поэтому он подводит Базарова к трагической кончине, а жизнь оставляет героям, олицетворяющим мир, гармонию и культуру.

Итак, Тургенев опровергает философию своего героя, проведя его через испытание любовью. Именно благодаря любви нигилизм Базарова развенчивается и терпит поражение.

Но эпизод неразделенной, несчастной любви и сделает героя особенно близким и важным для автора.

Базаров  - истинно тургеневский герой

Итак, несмотря на все те черты, привлекательные для Тургенева в Базарове, которые мы рассмотрели вначале, совсем не они делают героя таким дорогим автору. Базаров близок автору не потому, что он решительный и умный, а потому, что он способен любить, способен на сильное чувство.

Базаров не властен против любви

В отношениях с Анной Сергеевной лучше всего показана автором человечная натура героя. И именно в  этом месте сюжета мы чувствуем наиболее сильную симпатию автора к нигилисту.

Базаров страдает из-за любви, над которой раньше лишь смеялся, и страдает настолько, что с равнодушием встречает свою раннюю смерть. Мы понимаем, что для него жизнь не имеет теперь прежнего смысла. Ведь он потерял веру в себя и в свои убеждения, так как потребность в любви (то, что он считал белибердой и выдумкой) оказалась сильнее него, сильнее его нигилизма. Базаров всегда смеялся над романтизмом, но в конце романа он больше не смеется над этим словом, просто избегая его употреблять.

Слова Базарова расходятся с его жизнью, как показал нам автор

Таким образом, Тургеневу удалось показать несостоятельность не только лагеря отцов, но и лагеря детей-нигилистов, на примере Базарова. Действительно, представители обоих сторон не могут подтвердить своей жизнью верность своих утверждений. Их слова не сошлись с делом. Не только «отцы» не всегда могут жить согласно своим красивым «принципам», но и у Базарова не вышло жить по своей теории. Хотя братья Кирсановы во второй части романа показаны в более благородном свете, чем  в начале романа. Николай Петрович женится на Фенечке.

И все же фигура главного героя интереснее всех  в романе для Тургенева. Ведь заблуждения Базарова искуплены его судьбой, его собственной жизнью. Это сделало его одним из самых ярких персонажей русской литературы.