Найти тему
Рафик Иванов

«Gott mit uns (Бог с нами)» Религия Третьего Рейха

«Gott mit uns (Бог с нами)». Эта старая поговорка была отпечатана на каждой стандартной пряжке ремня немецкой армии и флота, произведенной во время Второй мировой войны.

На всех пряжках, зачисленных в армию и флот, была надпись Gott mit Uns.
На всех пряжках, зачисленных в армию и флот, была надпись Gott mit Uns.

Эти три слова веры произошли от обычая 17-го века, когда солдаты использовали эту «полевую» фразу в качестве пароля часового. Лидеры Вермахта (немецкие вооруженные силы) сохранили использование этих слов наряду со многими другими давними военными традициями, сложившимися за столетия имперского правления. Но даже несмотря на то, что эту эмблему веры должны были носить в битвах миллионы немецких комбатантов, организованные религии, включая господствующее христианство, прямо противоречили официальной позиции Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei.(НСДАП - нацистская партия). Под железной рукой Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в 1933 году, исповедание веры во время Третьего рейха приобрело новое значение, по сравнению с прошлой имперской эпохой.

Конкордат с Ватиканом.
Конкордат с Ватиканом.

В июле 1933 года нацисты подписали Конкордат с Ватиканом, договорились, что нацисты не будут вмешиваться в католическую церковь. В ответ Ватикан дипломатически признал бы нацистский режим. Вскоре нацисты разорвали свой конкордат с Ватиканом и в 1935 году создали министерство по делам церкви, приняв ряд антирелигиозных политик, направленных на подрыв влияния религии на немецкий народ. Этот плакат конца 1930-х годов призывал мальчиков и девочек-католиков покинуть свои религиозные молодежные клубы и присоединиться к Гитлерюгенд.

Гитлер не был атеистом. Во многих случаях он заявлял о своей личной вере в Высшее Существо, в то же время критикуя сталинских большевиков и других за их полный атеизм. Однако он вел постоянную, но осторожную кампанию против религиозных конфессий, исходя из двух основных проблем: сильной ненависти к иудео-христианским религиям, уходящим корнями в еврейский корень, и его восприятию исторической политической власти, которой обладают различные церковные группы в Германии и Восточная Европа.

Полевая повязка капеллана указала на то, что он не участвует в боевых действиях.
Полевая повязка капеллана указала на то, что он не участвует в боевых действиях.

Как непревзойденный политик, Гитлер шел по тонкой грани. Он позволил большинству населения Германии сохранять и практиковать свои убеждения, в то же время планируя изменить (а позже и полностью исключить) религиозные обычаи, чтобы они лучше соответствовали идеологиям его диктатуры.

Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти.
Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти.

Ежедневно народ Германии переваривал постоянный поток нацистской философской пропаганды. Эти философии подчеркивали определенные концепции, такие как (духовное объединение германских, расово приемлемых людей в одну «душу» сообщества, а не заботу о личности человека). Кроме того, дарвиновское отношение «выживания наиболее приспособленных» определяло сострадание к скромным как признак слабости. Обе эти идеи вступили в прямой конфликт с христианскими, еврейскими и другими верованиями, которые традиционно выражали индивидуальное равенство всех людей и оказание помощи менее удачливым в обществе.

На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.»
На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.»

В 1933 году 99% территории страны были определены как принадлежащие либо римско-католической, либо протестантской церкви. Представители иудейской религии, других конфессий и атеисты составили другой 1%. Из этой небольшой группы евреи - вечные нацистские козлы отпущения - подвергались суровым преследованиям, а затем были полностью убиты. Остальные представители этого меньшинства обычно подвергались насмешкам, жестокому обращению или, что еще хуже, за то, что они следовали своим собственным убеждениям.

Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь).
Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь).

РЕЛИГИЯ УГРОЗА ГИТЛЕРА

На протяжении всей европейской истории многие из первых высокопоставленных священнослужителей поддерживали как религиозную, так и политическую, а иногда и военную власть. Гитлер рассматривал любую конкуренцию за его полный контроль над страной как личную угрозу. Как только представилась возможность, он попытался устранить каждого конкурента. В течение двенадцати лет Третьего Рейха священников регулярно убивали, в то время как многие другие были заключены в адские пределы концентрационных лагерей.

На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле.
На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле.

Frauenshaft (фанатичное женское движение) и другие ретивые национал - социалистические группы способствовали антихристианского учения во многих своих публичных программ. Обычная церковная жизнь среднего гражданина стала объектом пристального внимания по мере того, как власть гитлеровского правительства становилась все сильнее.

В 1932 году Гитлер санкционировал создание Deutsche Christen (немецкая христианская группа), часть движения «позитивное христианство». Это движение отделилось от библейского Ветхого Завета, пропагандировало яростный антисемитизм и провозглашало Христа «арийцем», а не евреем.

Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти.

На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.»

Число христиан, присоединившихся к этой организации, в лучшем случае было невелико. Большинство немцев не верили в его нетрадиционные идеи. Членство продолжало неуклонно сокращаться до конца 1930-х годов.

В то же время католическая и протестантская церкви стали более внешне критиковать жестокое обращение Гитлера с теми людьми, которых он не считал настоящими «немцами». Но по мере роста социального и экономического влияния Национал-социалистической партии многие из ее членов добровольно покинули свои церкви, чтобы продвинуться в рамках нацистской организации.

Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь).

На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле.

Чтобы сохранить добрую волю своих солдат, немецкая армия и флот продолжали предлагать своим солдатам регулярные религиозные службы через тщательно проверенных христианских капелланов. Священнослужители Римско-католической и протестантской армии носили тунику, бриджи и экипировку в той же основной полевой форме, что и их боевые коллеги, но без погон.

Кроме того, капелланы носили христианские кресты над национальным кольцом на фуражках и несли распятие, часто подвешенное на шейной цепи. Находясь в поле, священник носил повязку с белым, пурпурным и красным крестом, чтобы обозначить его позицию и нейтралитет. Как указано в Женевской конвенции, военное духовенство считалось некомбатантами и не носило оружия.

На похоронной карте Бертла Хюрнера, датированной 1944 годом, было католическое изображение Девы Марии.
На похоронной карте Бертла Хюрнера, датированной 1944 годом, было католическое изображение Девы Марии.

Военно-морские капелланы носили стандартную темно-синюю тунику «рефрижератора» с добавлением обведенных крестообразных петель воротника. К их фуражке был добавлен крест. Если капелланы требовались для других подразделений службы (таких как люфтваффе , у которых не было собственного военного духовенства), они были взяты взаймы с их соответствующих баз.

Первоначально организованный в соответствии с принципами иезуитского духовенства (следуя кодексу строгого и беспрекословного повиновения), Schutztaffel ( эскадрилья охраны - SS) были поощрены отказаться от своих христианских связей. Во многих случаях церквям и религиозным организациям было полностью запрещено практиковать в учреждениях СС. Хотя некоторые сохранили свою веру в противоречие доктрине СС, многие другие члены СС предпочли покинуть свои церкви. К ужасу Гитлера (который хотел свести к минимуму публичную религиозную нетерпимость своего приспешника из-за страха публичной критики), Генрих Гиммлер активно продвигал культ в рамках своего «нового германского строя». В этом он подчеркивал почитание мифологических богов и тевтонских героев. В сложных обрядах отмечались языческие ритуалы, тогда как языческие праздники заменили христианские праздники.

Прежде чем унтер-офицер Франц Курц умер в России в 1943 году, он учился на священника во Фрайзинге. На изображениях на его похоронной карте он изображен в форме унтер-офицера (слева), а также в рясе, в котором он ходил во время религиозных занятий (справа)
Прежде чем унтер-офицер Франц Курц умер в России в 1943 году, он учился на священника во Фрайзинге. На изображениях на его похоронной карте он изображен в форме унтер-офицера (слева), а также в рясе, в котором он ходил во время религиозных занятий (справа)

Несмотря на постоянный поток нацисткой пропаганды , большая часть нееврейского населения Германии открыто сохраняла свои личные религиозные убеждения на протяжении всего периода окончательного разрушения Третьего рейха. Удержание их веры было возможным по трем причинам: большая роль, которую многие церкви сыграли в обеспечении благ для своих общин на протяжении веков, сильная целостная вера населения и, отчасти, Гитлер, который нуждался в сохранении доброй воли своего народа. Хотя он временно сдерживал свои действия против церквей, он и национал-социалисты постепенно ослабляли влияние оставшихся церквей. В конце концов, смертоносные убеждения нацистского режима заменили все оставшиеся остатки веры и терпимости.