В 2003 году была озвучена идея строительства совместного аэропорта на границе Белгородской и Харьковской областей. Предполагалось, что новый объект станет образными воротами между Азией и Европой. Согласно прогнозам, в течение 10 лет пассажиропоток должен достигнуть 4,5 млн человек в год, а объем грузооборота — около 100 тыс. тонн.
Помимо двух терминалов и двух 4-километровых взлетно-посадочных полос, обсуждалось строительство 5-звездочного отеля, выставочных павильонов, складских помещений и некоторой другой инфраструктуры. Подразумевалось и создание безвизовой зоны, где могли бы встречаться и вести переговоры деловые люди из разных стран. По слухам, на первом этапе к проекту проявляли внимание итальянцы, предлагавшие рядом с аэропортом построить трассу Формулы-1, однако от этой идеи отказались достаточно быстро.
Сначала планировалось, что объект будет располагаться частично на Украине и частично на территории РФ. Но из-за моратория на продажу земель в первой пришлось пересмотреть планы и полностью перенести будущий аэропорт в Белгородскую область, примерно на 2 км от государственной границы недалеко от Нехотеевки.
При этом значение аэропорта как межгосударственного объекта не должно было измениться. Таким образом, он бы располагался на равном расстоянии как от Харькова, так и от Белгорода — около 35 км.
Отмечалось, что эта точка привлечет и международных перевозчиков, в том числе и доставляющих грузы из Юго-Восточной Азии в Европу, и наоборот. Ведь аэропорт будет связан с железной дорогой и автомагистралью, по которым некоторые грузы можно доставлять до портов Черного и Азовского морей. А для прохождения пограничного контроля предусматривалось создание единого пункта досмотра.
Развитие проекта
Сам проект поначалу развивался достаточно быстро. Его инициаторами выступили белгородский бизнесмен и по совместительству советник губернатора Виталий Шишков, а также Сергей Чернышов, президент украинской Страховой компании «Лемма». Задумка была озвучена тогдашнему главе Белгородской области Евгению Савченко. Последний довольно быстро донес идею до президента РФ, и Владимир Путин поддержал проект.
Уже в 2004 году его обсуждали на уровне глав государств, и Леонид Кучма также высказался «за». Интерес проявило и руководство Харьковской области, и премьер-министр Виктор Янукович. В том же году был представлен первый проект будущего аэропорта, получивший название «Виктория». Для его реализации создали совместную компанию «Славия».
Однако после смены власти на Украине в результате выборов 2004 года вопрос о строительстве аэропорта стал продвигаться значительно медленнее. Новое руководство изначально не испытывало особого интереса к проекту. Арсен Аваков, занявший пост губернатора Харьковской области и вовсе сказал, что эта идея «не имеет отношения к реальности».
Тем не менее в 2007-ом вернулись к активному обсуждению совместного мероприятия. В следующие пять лет был представлен обновленный проект, разработанный в сотрудничестве с немецкими инженерами. Интерес к нему проявило сразу несколько иностранных компаний, а также Европейский инвестиционный банк. Строительство тогда оценивали в $1,5 млрд. Привлечение бюджетных средств не планировалось.
К 2012 году было подготовлено технико-экономическое обоснование. Вопрос о предстоящей стройке рассматривался на самом высоком уровне в обоих государствах. Все шло не так быстро, как хотелось участникам проекта, тем не менее с каждым годом концепция была все ближе к реализации.
Но известные события 2014-го поставили крест на совместных планах — проект официально заморозили, и, как отмечали некоторые эксперты, он безвозвратно потерян. Интересно, что в ходе его подготовки поднимался вопрос об эксплуатации объекта в случае ухудшения отношений между странами, и тогда неоднократно подчеркивали, что даже если такое и произойдет, то это никак не отразится на работе трансграничного аэропорта.
Читайте: Зарубежный мегапроект РЖД, прерванный гражданской войной