Многовековой опыт офлайн-обучения заставляет сомневаться в результативности «дистанционки». Ситуация в мире лишила нас возможности выбирать, а значит нужно сосредоточиться на поиске формулы эффективного онлайн-образования. На какие принципы опираться? Какие форматы использовать? Ответы — в статье.
Об особенностях дистанционного обучения школьников читайте здесь.
Принципы дистанционного обучения в Пермском государственном медицинском университете им. Вагнера
Андрей Александрович Байдаров, проректор по инновационным технологиям и инновационному развитию ПГМУ им. Вагнера, убеждён: прежде чем хвататься за инструменты электронного обучения, нужно выстроить систему принципов. Среди главных он называет следующие:
✔️ Мотивация
До немотивированного студента «достучаться» через экран сложнее. У студента должна быть возможность заниматься в удобное для него время через любой гаджет.
✔️ Самообразование
От принуждения к обучению мы должны двигаться к взращиванию потребности в знаниях у самих студентов.
✔️ Интерактивность
Интерактивное обучение способствует вовлечённости студентов и улучшает их образовательный результат. Идеи для интерактива ищите здесь.
✔️ Стартовые знания
Студенты должны знать, как пользоваться электронными сервисами, необходимыми для учёбы.
✔️ Индивидуализация
Студент обучается согласно своему индивидуальному плану и корректирует его в зависимости от результатов диагностик. В этом ему могут помогать тьюторы.
✔️ Идентификация
Необходима разработка ресурсов, предотвращающих подмену одного студента другим.
✔️ Регламентированность
Все процессы дистанционного обучения должны быть ограничены особыми правилами.
✔️ Педагогическая целесообразность
Нерационально использовать инструмент просто ради инструмента: нужно подбирать электронные ресурсы в соответствии с образовательными целями.
✔️ Открытость
Дистанционное образование доступно всем вне зависимости от возраста, входных данных и географического местоположения — в онлайн поместятся все.
Смешанное обучение: опыт МИРЭА
В МИРЭА наладили систему, в которой часть занятий остались аудиторными (например, лабораторные работы), а часть полностью перекочевали в онлайн.
По словам Козловой Татьяны Валерьевны, директора Центра дистанционного обучения РТУ МИРЭА, это удалось за счёт нескольких факторов:
Тщательная «актёрская» подготовка преподавателей
В онлайне ещё важнее стало умение качественно преподносить теорию, готовить визуальные материалы.
Метод «перевёрнутого» класса
Преподаватели отправляют студентам обучающие видео, а затем проверяют знания на вебинаре. Так удаётся сделать студентов активнее, не тратить время на вопросы, с которыми они могут справиться самостоятельно.
Разнообразие форматов
Преподаватели проводят онлайн-лекции и консультации, отправляют студентам файлы разных форматов, ссылки на интересные материалы, проверяют знания тестами, провоцируют дискуссии на форуме. И всё это в рамках одной системы дистанционного обучения.
Онлайн-мероприятия и видеозаписи занятий в МИРЭА ведут через платформу Webinar: не нужно рассылать приглашения и публиковать ссылку – расписание обязательных к посещению вебинаров каждый студент видит у себя в личном кабинете. Платформа позволяет выводить участников в эфир, проводить опросы, получать отчёт об активности каждого участника и, исходя из этого, формировать оценку.
Мнение эксперта Института имени Пушкина
Педагогам важно получать вдохновение, как можно больше самим обучаться в новых форматах. Я верю: педагог привносит в свои занятия лучшие практики, в которых он сам учился. Формируются новые модели, которые прежде не были реализованы в вузах. Через такой опыт, часто вынужденный, часто через сопротивление, мы будем иметь возможность выстраивать новые, эффективные, удобные, подходящие под конкретные задачи модели обучения.
Мария Лебедева, заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина
_____________
Шагнуть в будущее вы можете уже сейчас – создавайте новые модели обучения с помощью платформы Webinar.