Привет, ребята!
У любого блога есть своя "кухня": что и как там делается в плане съемочного процесса, железа, программного обеспечения, команды, промоушена и тп.
Давайте ка сделаем паузу в рецептах, и я вам расскажу, каким железом на практике я снимаю всю эту кулинарную ахинею для канала "Готовим с Перцем!". И дам несколько практических советов.
Еще на заре мироздания, когда я только задумал вести канал, мне добрые люди говорили: не надо искать идеальные условия, снимай на то, что есть и так, как можешь. Все будет хорошо! И я стал снимать свои кулинарные шедевры просто на телефон. Когда хватало света, он делал это сносно, смотреть можно, но вечером да без света всё было плохо. Сейчас на этот контент без слез не посмотришь. Однако, и телефон тот был не очень, и требования к контенту сейчас значительно возросли.
Но совет №1 актуален и сейчас: НЕ ЖДИ, СНИМАЙ НА ТО, ЧТО ЕСТЬ!
Качество камер в телефонах сейчас сильно выросло. Единственный нюанс - им по-прежнему надо много света, в потемках все эти смарты теряются и начинают лагать и шуметь.
Однако, надо помнить важное примечание: важно не столько ЧЕМ снимать, сколько ЧТО СНИМАТЬ И КАК!
И если у вас есть отличная идея и голова на плечах и верный глаз и крепкая рука, то снимать можно неплохой и востребованный контент хоть на утюг!
Но свет вам придется купить. Хотя бы простейший. Это совет 2.
Вернемся к нашим баранам. Я не перфекционист, но полный шлак, как итог видеопроизводства не люблю, поэтому мне пришлось поменять сотик на фотик - именно с прицелом на кино. Olympus OM-D E-M10 MARK II. Неплохой оказался выбор (для того времени), особенно по соотношению цена-качество-универсальность.
Но есть одно важное «НО», про него ниже.
В фотике всё меня устраивало, кроме объектива штатного. И я купил с рук у человека бюджетный зум M.ZUIKO DIGITAL ED 12–50mm 1:3.5-6.3 EZ (24-100mm в эквиваленте полного кадра). Неплохой объектив оказался в целом, удобный, внутренняя конструкция, брызгозащищенный, кнопка макро, электронный и ручной зум. Я на него и сейчас снимаю. Работает приятно. Чудно плавает и теряется фокус. Но я расцениваю это как высокохудожественный эффект! Однако, вечером без света - опять всё плохо. Светосилы, конечно, не хватает.
Пришлось мне купить еще и лампу. Практически первую, что попалась на Али - Aputure Amaran al-h160. Вскоре от нее где-то дома потеряли белый рассеиватель, и теперь у меня кино всегда теплое и солнечное, а проще – желтое, потому что остался только желтый рассеиватель. А баланс белого (есть такая штука в камере, можно компенсировать искажения по свету) я выставлять ленюсь. Вообще, надо бы хоть раз сделать, ради эксперимента. Такие дела.
Я больше скажу, я и лампу иногда включать ленюсь! Раньше она у меня пахала на батарейках, но они дорогие и их не напасешься, в нее надо 6 штук. И я купил блок питания от 220. Появились мерзкие провода по кухне. Но зато можно светить без устали, если не лень с этим всем светом возиться. А мне лень.
Теперь вернемся к нашему "НО".
С камеры звук мерзкий. Не сказать, что ничего не слышно, как иногда бывает, но он плохой, нет объема, нет динамики и шипит, и фоновый шум ого-го! А у фотика нет микрофонного входа!!! Да, вот так вот. Нету. Бюджетный вариант. Всё есть, входа нету. Я думал и фиг с ним, но когда меня третий человек ткнул, что звук отстой, я задумался.
И купил внешний диктофон. С рук. Недорого (как сказать). Я даже думал, что хороший. Потому что это Tascam DR-05. Кто в теме, тот поймет. Кто не в теме – это один из лидеров индустрии производства звукового оборудования профессионального класса.
ИНТЕРМЕДИЯ
Я не стану прям сейчас жаловаться, что мне теперь еще приходится звук сводить при монтаже, потому что он сам по себе, и с кино никак не синхронизирован. Это ладно. И пофигу, что батарейки Таскам жрет мигом и я запитал его от 220 и прибавилось мерзких проводов. И на кухне стало совсем не пройти. Это ладно. И пофиг, что его надо ставить на отдельный штатив, потому что на камере присобачен свет (с проводами!). И поэтому на кухне не просто не пройти, а вообще безобразно и безотрадно. И это ладно. НО ЗВУК МЕРЗКИЙ. Вот этого я никак не ожидал. Может, я им пользоваться не умею, может он под другие задачи, но звук мерзкий. Правда, фонового шипения не стало. Зато никуда не ушло, если не усилилось «тсыканье». Сложно понять направление, с какого он пишет. Я думал он всенаправленный, ан нет! Не тут-то было. Он пишет с какого-то направления, но не с того, с какого надо!
И мне остался последний шанс, перед тем, как выкинуть его в ведро. У него, помимо двух встроенных микрофонов, есть вход под внешний. Средств покупать микрофоны на пробу, а потом складывать их в ящик, у меня нет, поэтому я почитал интернет и выбрал очередное техническое чудо. Конечно, с проводами, надо больше, больше проводов! Требование было простое - не за миллион денег, и даже не за пять тоже. Подешевле. Но не полная китайщина. В итоге купил на eBay микрофон Rode VideoMicro.
Отгадайте с трех раз? ЗВУК МЕРЗКИЙ! По факту оказалось, что я купил фэйковый микрофон от китайских же друзей, которые выдали его за «почти оригинал». В принципе, он лучше, чем всё до этого, но результат не особо впечатляет. Ну либо я просто рукожоп, и надо к этой мысли привыкнуть. Вот такие пироги. А микрофон красивый, мягонький!
А теперь третий важнейший совет: микрофонный вход на камере - обязательно!
Если вы хотите снимать достойные видосы для своего бложика, сразу продумайте вопрос со звуком! Либо вам надо точно знать, что устройство пишет хороший звук своими силами, либо должен быть микрофонный вход! Для себя я решил: только со входом! Потому что вам могут понадобиться разные микрофоны: всенаправленный, узконаправленная пушка, петличка и тп. Поэтому микрофонный вход на камере - обязательно! И с фантомным питанием! Потому что приличные микрофоны (и даже не очень) используют именно такое.
Помните, я говорил, что при съемках не хватает света? Его продолжает не хватать при некоторых условиях, поэтому мне пришлось купить с рук еще один объектив. Это светосильный (как говорят "светлый") объектив Samyang 10mm\2.8. Объектив реально классный. Качественный широкоугольник. Вот только я им почти не пользуюсь. Почему? Потому что он "мануальный". Резкость надо настраивать, крутить ручками кольцо фокусировочное всякий раз.
А я снимаю все свои видосы сам, один. У меня нет специального человека в помощь. И мне не хватает терпения под каждый кадроплан крутить резкость! Более того, вот ты ее настроил на себя, сидящего на стуле. И все. Не дергайся ни взад ни вперед - иначе выйдешь из фокуса!!! Да и просто по запарке можно промахнуться с фокусом - потому что вокруг все кипит, бурлит, брызгает, горит, засыхает и тд и тп. Это ж кулинария, надо быстро поворачиваться, а тут еще и съемки!!! Короче вывод - для меня мануальный объектив не реален, я не пейзажи снимаю!
Считаю, что видеблоггеру с активный съемочным процессом нужно обязательно светосильный, быстрый и точный объектив с автоматической фокусировкой!
И кстати диктофон с микрофоном тоже теперь лежат, я их не использую. По вышеуказанным причинам. Мешает вся эта городьба, и сводить звук при монтаже - тоже лишняя головная боль и время.
Резюмирую.
Сейчас мне лично идеальным минимальным комплектом видеоблоггера представляется такой комплект:
- компактная, влаго- морозо- защищенная, с микрофонным входом, 4К фотокамера среднего класса (для меня лично сегодня это Olympus OM-D E-M5 Mark III). Хорошо бы с приличной стабилизацией.
Кстати, мне совсем не ясна тема с видеокамерами, как оно сейчас? Снимают ли на них? Каков результат? Честно, я не в теме. Хотя когда-то давно снимал на видеокамеру очень много, был доволен. - + "светлый" объектив любого бренда переменного фокусного расстояния (универсальный зум) и АВТОМАТИЧЕСКОЙ фокусировкой, например для меня это Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro
- + нормальный полноформатный штатив (и можно еще один легкий или монопод)
- + любой накамерный фото- видео свет с алиэкспресс (чисто для начала)
- + чуть не забыл - какой-то универсальный микрофон, тот же Rode VideoMicro подойдет.
Я не привязан к Олимпусу (тем более он почил) и не рекламирую его, есть свои плюсы и минусы (минусов даже больше сейчас, пожалуй), это отдельная тема и написано про это обзоров куча. Можно взять Панасоник, Фуджифильм или что-то подобное - Blackmagic Pocket Cinema Camera :))). Но я (лично я) за кропнутую матрицу! Потому что такая техника компактна и легка! И я могу всё, что нужно для съемок легко взять с собой на природу, например, или на дачу.
Вот только цена такого нового комплекта (сегодня, в 2020г) приближается к 150-160тр. Такие вот пироги. И это, считай, средне бюджетный вариант для минимально приличного качества видео блога.
Если есть критика и соображения на этот счет, с удовольствием выслушаю. Потому что мысли поменять технику периодически возникают. Но чур - большой бюджет не в игре! Потому что у меня блог - это хобби, а не профессия.
В следующий раз, возможно, я расскажу про мой вариант программ и компьютерного железа для ведения блога.