Найти тему
Авиатехник

Советский МиГ-23ПД. Почему из него так и не получилось сделать самолёт укороченного взлёта и посадки? Отвечает авиатехник

Оглавление

В декабре 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о проектировании фронтового истребителя МиГ-23, предусматривающее создание перспективной боевой машины с новейшей системой вооружения С-23 и повышенными ЛТХ.

В 1964 году тактико-технические требования к МиГ-23 были дополнены обеспечением его эксплуатации с коротки или поврежденных ВПП (взлётно-посадочных полос). В связи с этим конструкция самолёта предусматривала наличие специального устройства для сокращения длины разбега до 180-200 м.

-2

Конструкторы решили установить внутри фюзеляжа истребителя сразу за кабиной летчика два дополнительных подъемных двигателя РД36-35 (устанавливались вертикально), тяга каждого составляла 2350 кгс. Они должны были выключаться только на режимах взлёта и посадки, создавая прибавку к подъемной силе крыла самолёта.

-3

Первый экспериментальный самолёт имел обозначение Е-7ПД (позднее он стал МиГ-23ПД (23-01). В 1966-1967 гг. на него установили два дополнительных подъемных двигателя. Самолёт был создан на базе серийного истребителя МиГ-21С. Они были близки по аэродинамической компоновке. Сохранилось то же крыло и горизонтальное оперение. А вот конструкцию фюзеляжа обновили.

На МиГ-23ПД установили новые основные двигатели - ТРДФ типа Р27Ф-300 тягой 7800 кгс конструкции ОКБ-300 МАП.

-4

Также самолёт получил новые боковые воздухозаборники полукруглого сечения. Носовую часть могла занять мощная РЛС.

Постройка опытного образца МиГ-23 с вертикальными двигателями началась в 1966 году и продолжалась в течение 8 месяцев. 30 ноября 1966 года его перебазировали на ЛИС ОКБ в Жуковском, где в дальнейшем проводилась его наземная отработка.

Первый полёт был осуществлен 3 апреля 1967 г. Истребителем управлял лётчик-испытатель П.М. Остапенко. 9 июля он демонстрировал взлет и посадку на авиационном параде в Домодедово.

-5

Проблемы самолёта и закрытие проекта

Ещё перед испытаниями конструкторы понимали, что схема истребителя с дополнительными подъемными двигателями имеет мало перспектив. Это было связанно с тем, что они занимали много места в фюзеляже, сокращая грузоподъемность самолёта, а также объем топливных баков. Более того, вспомогательные двигатели использовались только при взлёте и посадке (всего несколько минут).

На тот момент во всём мире проводились работы по созданию самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, МиГ-23 не мог полноценно взлетать вертикально, однако у него была возможность уменьшения взлётной и посадочной дистанции с помощью небольших двигателей вертикальной тяги.

-6

Ещё одним минусом можно назвать отсутствие уборки шасси. Из-за наличия дополнительных двигателей их попросту некуда было убирать.

Газовая струя дополнительных двигателей могла отклоняться на угол 10 градусов назад и 5 градусов вперед, благодаря чему увеличивалась общая тяга на взлёте. На посадке отклонённая вперёд струя выполняла роль газового тормоза.

-7

Как вы уже поняли, подобная схема себя никак не оправдала, несмотря на небольшой разбег и пробег. МиГ-23ПД по-факту возил двигатели, которые в полёте используются мало. Они лишь занимали место.

После авиационного парада в Домодедово работы по МиГ-23ПД были прекращены.

-8

Характеристики

-9

А на этом всё друзья! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации :) Всем удачи!