Напоминаю, что мы говорим об особенностях речевого взаимодействия клиента с психологом, а именно пробуем понять, что же собственно клиент хочет сказать «своими словами».
Вчера мы говорили о том, как механизм конфлуэнции мешает клиенту выразить свои мысли .
Я думаю, из предыдущих статей вам уже стало понятно, что в речи клиента проявляются, и психолог не может не обращать на это внимание, психологические защиты клиентов.
Еще одним защитным механизмом, мешающим клиенту выразить правильно свои мысли и переживания, является ретрофлексия. Ее проявления такие:
- Да, но… (мы уже про это говорили). Т.е. описания того, что человек никак не может сделать в жизни, хотя собирается; хочет, но не может сделать чего-то в сеансе (субличность «внутренний саботажник»).
- Обилие возвратных грамматических форм (винюсь, стыжусь, делаюсь и т. д.).
- «Холодные» и отстраненные рассказы об эмоционально травматичных событиях.
- «Рассказы о …» – подробные рассказы о прошлом или не относящихся напрямую к делу событиях, всякого рода объяснения, где рассказчик говорит о себе, лишая свою вербальную продукцию всяческой выразительности. По сути, заговаривание своих собственных актуальных переживаний.
- Воспроизведение вслух внутреннего диалога («с одной стороны... с другой стороны»). Здесь хочется обратить ваше внимание на следующий аспект речевых сообщений клиента, который ставит перед терапевтом вопрос: «А с кем разговаривает клиент?» Это проявление переноса клиента, когда он ведет беседу вроде с психологом, но, по сути так, как будто обращается к какому-то значимому персонажу из своей жизни
Продолжение следует...
А еще готовлю к публикации серию статей о психологических механизмах защиты психики, примеры "вредного" влияния которых на речь и невозможность себя выразить, мы рассматриваем в статьях "Как сердцу выразить себя". Ставьте ➕ если вам интересно.
🔔Подписывайтесь чтобы не пропустить!