Найти тему
Блог КУМОНомамы

Как легко и вкусно объяснить ребенку вычитание через десяток

Оглавление

Треугольнички и точечки, всё логично, программа гениальная, педагогический прорыв... и много еще слов говорят фанаты Петерсон про учебники... а первоклашки и второклашки продолжают не понимать, как вычитать с переходом через десяток.

Потому что малышня - существа конкретные. В 7 лет им нужны не треугольники и не буковки, а обязательно нужно трогать то, что они считают.

Так что вычитать через десяток будем конфеты.

У меня тик-так, и это не реклама :-)

Я взяла несколько коробочек разноцветного тик-така: у них очень удобные прозрачные коробочки и они красивые.

Удобное вычитание: 34 - 4

Сначала покажем ребенку, как у нас тут всё устроено. А заодно вспомним, как вычитать НЕ через десяток.

Показываем ребенку 34 конфеты (да, здесь точно - преточно 34 штуки!) и три прозрачные коробочки.

В блюдечке лежит 30 конфет, а рядом 4: поделено для наглядности
В блюдечке лежит 30 конфет, а рядом 4: поделено для наглядности

Договариваемся, что сейчас в каждую коробочку положим по 10 конфет.

Положили по 10 конфет в каждую коробочку; 4 конфеты лежат отдельно.
Положили по 10 конфет в каждую коробочку; 4 конфеты лежат отдельно.

У нас было 34 конфеты. Когда мы разложили 30 конфет в коробочки, осталось болтаться без коробочки 4 конфеты. Ну и пусть себе лежат.

А мы, за то, что в каждой коробочке теперь по 10 конфет - переименуем тик-так в десяток.

Назвали коробочки десятками; 4 конфеты лежат отдельно
Назвали коробочки десятками; 4 конфеты лежат отдельно

Как теперь от 34 конфет отнять 4? Очень просто - заберём те 4 штучки, которые остались без коробочки.

Решаем 34 - 4
Решаем 34 - 4

Наших четырех конфеток, которые валяются отдельно от коробочек, как раз хватило.

Вычитаем через десяток из круглого числа: 30 - 2

У нас осталось 30 конфет, разложенных в коробочки по 10.

Как теперь от 30 конфет отнять 2?

Решаем 30 - 2
Решаем 30 - 2

Надо забрать эти конфеты из одной коробочки!

Как это сделать: две коробочки сразу отложим в сторону, они нам не нужны.

Мы отложили в сторону 20 конфеток (по 10 конфеток в каждой коробочке). Запишем это.

Отложили в сторону 2 коробочки по 10 конфет - всего 20 штучек. Подпишем это.
Отложили в сторону 2 коробочки по 10 конфет - всего 20 штучек. Подпишем это.

Теперь откроем третью коробочку, и высыплем все 10 конфеток из неё.

Высыпали все 10 конфет из третей коробочки
Высыпали все 10 конфет из третей коробочки

2 конфетки забираем (вычитаем), остальные отправляем туда же, где лежат наши нетронутые коробочки.

"Вычли" 2 конфетки из коробочки
"Вычли" 2 конфетки из коробочки

Всё, можно прямо пальцем пересчитать, что получилось 28 (20 конфет в двух коробочках по 10 и еще 8 конфет лежат отдельно).

Теперь от 28 отнимите 4: наградите малыша за успехи поеданием четырёх тик-таков.
Наградите малыша 4-мя конфетками. Остальные 24 нам понадобятся для следующего упражнения
Наградите малыша 4-мя конфетками. Остальные 24 нам понадобятся для следующего упражнения

Так у нас осталось 24 конфетки, на которых мы потренируемся в следующем виде вычитания.

Вычитание через десяток из не-круглого числа: 24 - 6

Давайте из оставшихся 24 конфеток вычтем 6.

Вычитаем 6 из 24
Вычитаем 6 из 24

Как это сделать?

Мы можем сразу же быстренько забрать 4 конфетки, которые у нас валяются без коробочки.

Сразу же вычли валяющиеся отдельно 4 конфетки
Сразу же вычли валяющиеся отдельно 4 конфетки

Сколько осталось забрать?

Чтобы это выяснить, нам нужно вспомнить, что 6 - это 4 (которые мы уже вычли) плюс 2 (которые вычесть осталось).

Разложили 6-ку на слагаемые
Разложили 6-ку на слагаемые

Теперь, чтобы забрать эти 2 конфетки, нам нужно сделать, как в прошлый раз: открыть одну коробочку, а остальные отложить в сторонку.

Мы отложили 1 коробочку с 10 конфетами и сразу записали возле неё «10» (конфеток). А другую коробочку мы откроем и распотрошим на 8 и 2 конфеты.

Открыли и разложили коробочку на 8 + 2 конфеты
Открыли и разложили коробочку на 8 + 2 конфеты

Теперь 2 конфеты можно до-вычитать (и переложить к уже отнятым 4 конфетам), а оставшиеся 8 добавить к неоткрытой коробочке и пересчитать.

Пересчитаем оставшиеся после вычитания конфеты (слева). Справа лежат 4+2 конфеты, которые мы вычли
Пересчитаем оставшиеся после вычитания конфеты (слева). Справа лежат 4+2 конфеты, которые мы вычли

Так, отняв от 24 конфет 6 конфет мы получили 18 конфет: из них 10 лежат в неоткрытой коробочке, а еще 8 - из открытой.

Отрабатываем и закрепляем

Попробуйте по аналогии вычесть еще несколько последовательных примеров (скажем: 46 - 6, 40 - 8, 32 - 5) с помощью конфеток.

А теперь переходите к вычитанию без конфет, и предлагайте ребенку сразу проанализировать:

  • сколько в первом числе (уменьшаемом, если вы уже учили это слово) получится коробочек с конфетами по 10?
  • сколько в первом числе получится "неупакованных" конфет?
  • можно ли из неупакованных вычесть, не открывая коробочку?

И дальше пусть малыш представляет себе, как он открывает коробочку конфет и вычитает.

Не забудьте полакомиться реквизитом после занятия! Вкусной математики вам!

____________________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите на https://kumon-deti.com

Познакомиться со мной в Инстаграм >>