Треугольнички и точечки, всё логично, программа гениальная, педагогический прорыв... и много еще слов говорят фанаты Петерсон про учебники... а первоклашки и второклашки продолжают не понимать, как вычитать с переходом через десяток.
Потому что малышня - существа конкретные. В 7 лет им нужны не треугольники и не буковки, а обязательно нужно трогать то, что они считают.
Так что вычитать через десяток будем конфеты.
У меня тик-так, и это не реклама :-)
Я взяла несколько коробочек разноцветного тик-така: у них очень удобные прозрачные коробочки и они красивые.
Удобное вычитание: 34 - 4
Сначала покажем ребенку, как у нас тут всё устроено. А заодно вспомним, как вычитать НЕ через десяток.
Показываем ребенку 34 конфеты (да, здесь точно - преточно 34 штуки!) и три прозрачные коробочки.
Договариваемся, что сейчас в каждую коробочку положим по 10 конфет.
У нас было 34 конфеты. Когда мы разложили 30 конфет в коробочки, осталось болтаться без коробочки 4 конфеты. Ну и пусть себе лежат.
А мы, за то, что в каждой коробочке теперь по 10 конфет - переименуем тик-так в десяток.
Как теперь от 34 конфет отнять 4? Очень просто - заберём те 4 штучки, которые остались без коробочки.
Наших четырех конфеток, которые валяются отдельно от коробочек, как раз хватило.
Вычитаем через десяток из круглого числа: 30 - 2
У нас осталось 30 конфет, разложенных в коробочки по 10.
Как теперь от 30 конфет отнять 2?
Надо забрать эти конфеты из одной коробочки!
Как это сделать: две коробочки сразу отложим в сторону, они нам не нужны.
Мы отложили в сторону 20 конфеток (по 10 конфеток в каждой коробочке). Запишем это.
Теперь откроем третью коробочку, и высыплем все 10 конфеток из неё.
2 конфетки забираем (вычитаем), остальные отправляем туда же, где лежат наши нетронутые коробочки.
Всё, можно прямо пальцем пересчитать, что получилось 28 (20 конфет в двух коробочках по 10 и еще 8 конфет лежат отдельно).
Теперь от 28 отнимите 4: наградите малыша за успехи поеданием четырёх тик-таков.
Так у нас осталось 24 конфетки, на которых мы потренируемся в следующем виде вычитания.
Вычитание через десяток из не-круглого числа: 24 - 6
Давайте из оставшихся 24 конфеток вычтем 6.
Как это сделать?
Мы можем сразу же быстренько забрать 4 конфетки, которые у нас валяются без коробочки.
Сколько осталось забрать?
Чтобы это выяснить, нам нужно вспомнить, что 6 - это 4 (которые мы уже вычли) плюс 2 (которые вычесть осталось).
Теперь, чтобы забрать эти 2 конфетки, нам нужно сделать, как в прошлый раз: открыть одну коробочку, а остальные отложить в сторонку.
Мы отложили 1 коробочку с 10 конфетами и сразу записали возле неё «10» (конфеток). А другую коробочку мы откроем и распотрошим на 8 и 2 конфеты.
Теперь 2 конфеты можно до-вычитать (и переложить к уже отнятым 4 конфетам), а оставшиеся 8 добавить к неоткрытой коробочке и пересчитать.
Так, отняв от 24 конфет 6 конфет мы получили 18 конфет: из них 10 лежат в неоткрытой коробочке, а еще 8 - из открытой.
Отрабатываем и закрепляем
Попробуйте по аналогии вычесть еще несколько последовательных примеров (скажем: 46 - 6, 40 - 8, 32 - 5) с помощью конфеток.
А теперь переходите к вычитанию без конфет, и предлагайте ребенку сразу проанализировать:
- сколько в первом числе (уменьшаемом, если вы уже учили это слово) получится коробочек с конфетами по 10?
- сколько в первом числе получится "неупакованных" конфет?
- можно ли из неупакованных вычесть, не открывая коробочку?
И дальше пусть малыш представляет себе, как он открывает коробочку конфет и вычитает.
Не забудьте полакомиться реквизитом после занятия! Вкусной математики вам!
____________________________________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите на https://kumon-deti.com