Найти тему
Властелин Кинец

Лучший новый сериал 2020 года

"Ход королевы" (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)
"Ход королевы" (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)

В 1983 году на книжных полках оказался роман американского писателя Уолтера Стоуна Тевиса с оригинальным названием «The Queen’s gambit», что в разных интерпретациях может переводиться, как «Ферзевый гамбит» или «Королевский гамбит». Тевис, будучи, в первую очередь, фантастом, написал не связанный с фантастикой роман, который стал слиянием жанров психологического триллера, спортивной драмы и воспитательного романа (в содержании большое внимание уделяется психологическому, нравственному и социальному формированию личности главного героя). Автор в своем романе затронул, как не самую привычную тему для среднестатистического обывателя – шахматы, так и вполне актуальные и в 80-е, и в наше время темы противостояния СССР и США, феминизма, наркотиков и алкоголизма. Все это сливается в 240 страниц плотного и богатого на события романа, который в России, по понятным причинам, особой популярностью не пользовался вплоть до конца 2020 года.

Спрос на книгу Уолтера Тевиса на различных интернет ресурсах возрос в октябре 2020 года, когда «Netflix» выпустил один из лучших своих сериалов и, пожалуй, лучший сериал года (по крайней мере, в своем жанре). Студия выкупила права на экранизацию «The Queen’s gambit», подобрала идеальных актеров, мощных сценаристов и режиссера, и отправила на суд зрителям великолепную глубокую картину, которая вполне способна со временем стать культовой.

А теперь обо всем понемногу.

Шахматные баталии против советских шахматистов - одна из основных целей главной героини (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)
Шахматные баталии против советских шахматистов - одна из основных целей главной героини (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)

1. ШАХМАТЫ

Шахматные партии в сериале не фокусируются на сложности ходов или раскрытии стратегий гроссмейстеров. Игра здесь, по большей степени, выглядит абстрактно: герои знакомят зрителя с правилами, а затем демонстрируют лишь большие планы шахматной доски, осторожные передвижения фигурок на поле боя и «игры разума» главной героини.

Для фанатов игры шахматы показаны слишком вскользь, таким зрителям придется останавливать сериал, чтобы рассмотреть позиции на доске или насладиться гениальным ходом одного из персонажей. И этого все равно не всегда будет хватать для визуализации игры.

Однако, прелесть как раз в том, что сериал снят не для ценителей шахмат, а для широкой аудитории, большая часть которой либо вообще правил не знают, либо играли в далекие школьные годы.

Создателям удалось решить практически невозможную задачу: снять интересную картину про не самую популярную и (уж тем более!) не самую зрелищную игру так, что даже зрителям, не знающим шахматных правил, невозможно было оторваться от экрана. Сама игра подается крупными планами шахматных фигур, смакованием эмоций игроков и огромных глаз главной героини, и все это под потрясающую музыку Карлоса Рафаэля Риверы. Все это напряжение и азарт соперников передается через экран, что заставляет задерживать дыхание от волнения, следить за каждым движением на шахматной доске, ощущая себя настоящими мастерами игры.

В сериале также снялся вечный подросток - Томас Сэнгстэр (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)
В сериале также снялся вечный подросток - Томас Сэнгстэр (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)

2. СЮЖЕТ

Адаптацией романа Тевиса занялся Скотт Фрэнк, который до этого режиссировал лишь малобюджетные «Прогулку среди могил» и «Обман», но зато поработал над номинированными на «Оскар» сценариями «Логана» и «Вне поля зрения». Компанию в написании сценария ему составил Аллан Скотт – автор удачного триллера «Неглубокая могила».

Сюжет повествует о сироте, которая попала в детский приют после смерти своей матери. Девочка оказывается вундеркиндом в области шахмат и полностью погружается в игру, связывая с ней всю свою дальнейшую жизнь и страсть. К тому же, еще в детстве она подсаживается на «успокоительные», а чуть позже и на алкоголь: первое позволяет ей яснее мыслить и продумывать ходы, а второе переживать поражения, как на шахматной доске, так и в жизни.

Сериал грамотно сочетает в себе спортивный азарт, эстетику шестидесятых-семидесятых и социальную драму необычного человека. Он скрупулезно преподносит и тонкости игры, и проблемы шовинизма, и вред алкоголя и наркотиков.

При этом, сериал не перебарщивает с социальной повесткой, донося ее до зрителя аккуратно и не навязчиво. Темы наркозависимости, алкоголизма и феминизма режиссер бережно преподносит без излишнего фанатизма.

Похудевший Дадли Дурсль (Гарри Меллинг) в сериале играет одну из основных роелй (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)
Похудевший Дадли Дурсль (Гарри Меллинг) в сериале играет одну из основных роелй (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)

3. АКТЕРСКАЯ ИГРА

Аня Тэйлор-Джой – потрясающая! Актриса оказалась фанатом книги Тэвиса и настояла на нескольких решениях, которые были реализованы на экране. Так, например, именно она выбирала рыжий цвет волос для своей героини, как и ее прически на протяжении всего сериала. Одежда ее персонажа также попадала на экран под пристальным наблюдением актрисы.

Ее персонаж – Бет Хармон – приковывает внимание и не отпускает его до конца фильма. Здесь все прекрасно работает: и тщательная продуманность шахматистки, и великолепная актерская игра (пожалуй, лучшая ее роль в карьере), и чарующая инопланетная внешность Ани Тэйлор-Джой, от которой сложно оторвать глаз. Забавно, что она не умеет играть в шахматы и из-за плотного графика съемок не смогла заниматься с тренером-профессионалом. Актрисе пришлось заучивать все ходы во время съемок долгих шахматных партий.

Айла Джонстон, для которой роль молодой Бет является, пожалуй, первой по-настоящему знаковой, также сыграла на таком же высоком уровне, что и маститые партнеры по съемочной площадке. Ей с блеском удалось воплотить образ тихого, окутанного одиночеством, гениального подростка, который страдает от наркотической зависимости.

4. СССР В СЕРИАЛЕ

Костюмы своей героини Аня Тэйлор-Джой подбирала собственноручно (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)
Костюмы своей героини Аня Тэйлор-Джой подбирала собственноручно (кадр взят с сайта kinopoisk.ru)

Авторы, безусловно, не смогли обойтись без откровенной клюквы, зачастую, показывая русских угрюмыми и практически безэмоциональными, но все равно постарались сделать персонажей из СССР максимально человечными и не клишированными.

Пожалуй, «Ход королевы» - одна из немногих американских картин, в которой Советский Союз показан без лишней демонизации, а русские – в целом, душевными и чуткими людьми. В сериале вообще почти нет персонажей, которых можно бы было с легкостью назвать «отрицательными».

«Ход королевы» - очень уютная и приятная драма с блестящими актерскими работами, чуткой режиссурой и потрясающим визуальным стилем. Во время просмотра сериал может заставить вас прослезиться, а после - оставит положительные эмоции. «Netflix» сделал действительно крутой проект, достойный высоких наград и всяческих похвал.

ИТОГ: сериал для вдумчивого просмотра на выходных с котом под боком, огромным яблочным пирогом и чайничком вкусного чая.

Если вам понравилась рецензия, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Властелин Кинец»!

Спасибо, что прочитали!