Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Распад СССР во многом был вызван пустыми полками магазинов. Не даром же политологи назвали это эпохальное событие "революцией потребления" или, если немного исправить, "революцией от недостаточного потребления". Однако куда подевались товары? Почему они вдруг исчезли? Попробуем разобраться.
Корень всех бед в производстве
Промышленное производство в СССР перестало расти в 1989 году. В 1990 г., когда шахтёры бросили работу и начали стучать касками об асфальт, оно перешло к стремительному падению. Цепочка тут простая: забастовки привели к резкому снижению добычи коксующегося угля; его нехватка вызвала падение производства в металлургии, которое, в свою очередь, стало одним из "драйверов" падения общего объема промышленности.
Проблемы затронули не только тяжёлую, но также лёгкую, пищевую промышленность и даже военные заводы. Казалось бы, ВПК мог работать на полную мощность и обеспечивать военные заказы, но в условиях кризиса правительству нечем было их финансировать.
Причём тут военные заводы, спросите вы? Читайте дальше.
Розничный спрос не подчиняется плану
Итак, производство стремительно падало, однако это не мешало людям ходить на работу и получать заработную плату. Это не мешало также посещать магазины и тратить деньги. Работники "военпрома", которых было не менее 8% от общей массы трудящихся, тоже несли свои кровно заработанные в магазин "Продукты" или "Промтовары".
Проблема заключалась в том, что тратить удавалось далеко не всё. Советская торговля и в лучшие годы не отличалась изобилием, а в 1990 г. она, буквально, заснула в летаргическом сне. Многие до сих пор считают, что товары от советских граждан прятали продавцы. Но работники торговли при всём желании не смогли бы скрыть под прилавком тонны и тысячи единиц продукции, если бы они были на самом деле. Главная причина была не в торговцах.
С одной стороны, в 1990 г. в карманах и на сберкнижках граждан скопилось много нерастраченных денег. С другой, резко изменилось поведение покупателей. Все ждали скорого повышения цен, опасались денежной реформы, о которой твердили экономисты, и приходили в панику от мысли о замораживании вкладов. Каждому хотелось потратить как можно больше и превратить "совзнаки" в запасы. Многие скупали хозтовары и технику, желая конвертировать бумажные деньги в реальную ценность.
День ото дня спрос на товары народного потребления возрастал. Правительство не знало, как с этим бороться, и уже в сентябре 1990 г. во многих регионов страны сахар, мясо, масло, чай, крупу и макароны начали отпускать по талонам. При этом сбережения граждан к концу года увеличились на 72,8 млрд. рублей. Ещё 9 млрд. добавил Верховный Совет, принявший меры по защите пенсионеров и малоимущих.
Все эти миллиарды настоящими деньгами не являлись. Это были просто картинки, оттиснутые на печатном станке. Они были подкреплены только обещаниями и надеждами на авось. В итоге, рубль начал обесцениваться, увеличивая дефицит товаров ещё больше. В ноябре 1990 г. пустые полки магазинов выглядели особенно зловеще и не предвещали ничего хорошего.
В 1989 г. гигантский спрос кое-как удавалось "залить" за счёт импорта, а также колхозной и кооперативного торговли. Но в 1990 г. финансовая несостоятельность СССР стала фактом, и импортные поставки резко сократились. На колхозных рынках "за август-октябрь в разряд дефицита попали практически все виды продовольствия". Кооперативная торговля, "выезжавшая" только на импорте, в сложившихся обстоятельствах оказалась бессильна.
В Московской области в "середине 1990 г. из 160 товаров хозяйственного назначения в свободной продаже не было ни одного". Практически то же наблюдалось по всей стране.
Попробуем подвести итоги
Как видим, проблема товарного дефицита в 1990 г. была гораздо серьёзней, чем принято думать. Её создание часто называют искусственным, обвиняя в этом, как уже было сказано, торговцев и возлагают ответственность на высшее руководство страны. Однако правительство Горбачёва не состояло из самоубийц, а торговцы попали под раздачу как крайние в цепочке поставок.
Главная причина дефицита, толкнувшего страну к развалу, заключалась в том, что плановая советская экономика не выдержала испытания финансовым и экономическим кризисом и сама создала товарный голод, вызвавший "революцию потребления".