Найти тему
ИстПросвет

От валютного кризиса осени 1990 г. до гибели СССР был только шаг

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! В середине 1980-х гг. закупки зерна, без которых СССР не мог обойтись уже 20 лет, вступили в противоречие с ростом мировых цен на зерно. Валютные расходы на финансирование зерновых поставок, стали быстро расти. По официальным данным, "к 1988 г. затраты на закупки зерна увеличились до 4,1 млрд. долларов".

Одновременно Союз стал испытывать проблемы с оплатой импорта. В апреле 1990 г. фирмы "Луис Дрейфус", "Фризахер", "Бунте" и другие поставщики зерна "прекратили отгрузку товара в СССР".

Генсек ЦК КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев
Генсек ЦК КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев

Неадекватная реакция советского руководства

Катастрофа с валютой надвигалась угрожающими темпами, но советские руководители даже не думали сокращать валютные расходы и продолжали финансировать масштабную внешнеполитическую деятельность. Выражалось это в форме помощи "левым рабочим организациям" по всему миру.

К 1989 г. от подобных "пожертвований" отказались поляки, румыны, венгры и даже немцы, чехословаки и болгары, но только не Советский Союз.

"Взнос КПСС в Международный Фонд помощи левым рабочим организациям на 1989 г. был определен в размере 13,5 млн. инвалютных рублей, что по официальному курсу составило 22 044 673 долл."

Таком образом, в конце 1980-х гг. КПСС оказывала помощь 73 "коммунистическим, рабочим и революционно-демократическим партиям и организациям", оставляя собственный народ без средств к существованию.

Кризис нарастает

В 1990 г. валютный кризис приобрёл устрашающие размеры. Катастрофически увеличивалась "просроченная задолженность всесоюзных внешнеэкономических объединений" западноевропейским фирмам. Одним только немцам в конце 1990 г. СССР был должен миллионы долларов "за прокат черных металлов..., лист и трубы..., продовольственные товары..., машины и оборудование..., лицензии и сопутствующее оборудование..., цветные металлы и концентраты...".

При этом иностранные фирмы готовы были к отгрузке товаров, лишь бы были уплачены деньги. Но денег не хватало. На неоднократные обращения об открытии аккредитивов Внешэкономбанк СССР не реагировал.
Здание Внешэкономбанка СССР
Здание Внешэкономбанка СССР

Бессилие чиновников

Руководители государства знали о неплатежеспособности Внешэкономбанка. Но как спасти положение, если свой экспорт (нефть, лес и хлопок) сжался и не даёт отдачи, а иностранные банки не дают больше кредитов из-за упавшего валютного рейтинга страны.

Поэтому требования озабоченных ведомств указать "Внешэкономбанку СССР о ... немедленном возобновлении платежей…" остаются без ответа. И дальше по цепочке, ФРГ, Франция, Новая Зеландия, Норвегия полностью прекращают поставки животного масла, мяса, мясопродуктов и сухого молока. Бразилия останавливает отгрузку мяса и мясопродуктов. Малайзия не поставляет растительное масло. Голландия - сухое молоко, Швеция - сливочное масло и так далее. "Особенно опасными в силу зависимости советской экономики от зернового импорта, ... становятся просроченные платежи по контрактам "Экспортхлеба"...".

Прекращение снабжения регионов продовольствием по импорту вызывает резкий всплеск социального и политического недовольства.

Заключение

К осени 1990 г. Правительство СССР оказывается практически бессильным преодолеть валютный кризис. По словам Ю. Маслюкова, произнесённым 26 ноября 1990 г. на IV сессии Верховного Совета СССР:

"Во внешнеэкономическом комплексе сложилось положение, близкое к чрезвычайному: с одной стороны, необходимо погасить обязательные платежи по задолженности страны (в 1991 г. это 9 млрд. рублей), с другой стороны, положение осложнилось в связи с падением добычи нефти, заготовки леса и снижением сбора хлопка", продуктов, "длительное время" являющихся "основными источниками валюты".

В таком состоянии СССР продержался ещё тринадцать месяцев и рухнул 26 декабря 1991 года.