Становление французского романтизма в 19 веке обусловлено и тесно связано с революцией конца 18 века. Это был период коренных перемен во всех сферах общества. Падение монархии, установление республики, наполеоновские войны и, наконец, реставрация династии Бурбонов изменили общественное сознание вообще и культуру — в частности.
Эти трагические события вызвали интерес к истории и роли личности в ней. Представители интеллигенции и деятели искусств стали переосмысливать прошлое и строить новые, смелые планы на будущее. В противовес старому классицизму, который доминировал два столетия, во Франции в 1820-1830-е годы возникло романтическое направление. Его сторонники пропагандировали идею свободы человеческих чувств и считали, что личность играет выдающуюся роль в обществе и влияет на исторический процесс.
Переломные события революций конца 18 века и 1830-1840-х гг. обострили интерес писателей к прошлому Франции, где они пытались найти ответы на волновавшие их вопросы современности. А. де Виньи, А. Дюма-отец, В. Гюго создали выдающиеся исторические романы, которые до сих пор привлекают читателей не только увлекательным сюжетом, но и глубокими философскими размышлениями о ключевых событиях прошлого их страны. Красной нитью через эти книги проходит тема столкновения свободной, гордой, бунтующей личности с властью, что на фоне бурных политических переворотов и смен режимов было весьма актуально.
Народные бунты и мятежи пробудили в писателях глубокий интерес к социальной проблематике. Э. Сю, Ж. Санд особенно преуспели в изображении психологических, экономических, нравственных кризисов в обществе.
Несомненной заслугой писателей-романтиков является то, что они пробудили в обществе интерес к осмыслению национальной истории. Их предшественники, представители рационального классицизма, ориентировались на античные образцы, зачастую игнорируя родные, местные проблемы. Французские же романтики заинтересовались Францией, что дало новый и сильный толчок развитию общественно- политической мысли.
Современному читателю их книги могут показаться слишком эмоциональными. Но именно в этом заключается характерная особенность французского романтизма, который буквально вырос из революционных потрясений. Поэтому он по объективным причинам не мог не быть горячим, пылким и темпераментным – в отличие от своих европейских соседей, в том числе, – России.