18 ноября 2020 прошло заседание Наблюдательного совета ДОСААФ России, на котором Министр обороны РФ Сергей Шойгу среди прочего отметил, что необходимо в сжатые сроки "возродить авиацию ДОСААФ"(с).
Такая постановка задачи от главы оборонного ведомства вселяет оптимизм и дает надежду на то, что действительно начнут происходить положительные изменения в этой области. Как она будет реализовываться - другой вопрос, но важно уже то, что задача озвучена, дело за малым - реализовать.
Авиация ДОСААФ еще жива скорее благодаря энтузиазму отдельных людей, чем наличию каких-либо системных решений в последние десятилетия. Донашивается парк техники советских времен: Як-18Т, Як-52, Ан-2, "Вильга". Все они новее не становятся. Большая часть уже списана, то что осталось, эксплуатируется "по состоянию". А на что собственно их можно заменить достаточно быстро, если не растягивать процесс на десятилетия? Далее, мое личное мнение о том, на что можно заменить ставшие легендарными самолеты. Каждую замену можно запустить в серию в среднем за год, если не продолжить тупить как обычно.
Як-18Т
Уникальная машина! "Учебная парта" для нескольких поколений летчиков. Многие отзываются о нем таким образом, что если научился летать на Як-18Т, то будешь летать на чем угодно. Трудно подобрать ему достойную замену. Я вижу в этом качестве Ил-103. Самолет сертифицирован и строился серийно. Очень хорошо о нем отзываются все, кому довелось на нем летать. Как и Як-18, рассчитан на выполнение фигур пилотажа. Известно о планах восстановить его производство, и конечно же, появление "твердого" заказа на какое-то количество, может сильно помочь в реализации этих планов.
По мне, очень красивый самолет! Кстати, Як-18Т по сей день значится в списке выпускаемой продукции Смоленского авиационного завода, так что и он не утерян.
Як-52
Этот самолет успел так же стать легендой. Вряд ли удастся посчитать, сколько всего летчиков-спортсменов прошло через этот самолет от азов пилотажа, до мастеров спорта. Он заслужил отдельную международную соревновательную категорию "Yak-52". Однако новых Яков не предвидится, делали их в Румынии и последний произведен в далеком 1998 году. Замену ему подобрать так же сложно, как Як-18Т. Я в этом качесте вижу например самолет И-3 от Интеравиа.
Самолет известен в основном специалистам. Их было построено в свое время около 50 штук и большая часть летает в Северной Америке и Европе. Главный конструктор Есаян Сергей Левонович, работавший до этого над Су-26М2, Су-29, Су-31 (их называют до сих пор СучкИ) - чемпионские самолеты с большой буквы "Ч", на них завоевано больше всего наград на международных первенствах.
И-3 проектировался по принципу СучкОв, только он цельнометаллический, а не композитный, по-этому цена его сопоставима с Як-52. Он столь же неприхотлив к хранению и обслуживанию, может "жить" под открытым небом. Вторым ценным качеством является то, что за час он может быть переоборудован из одноместного (соревновательная конфигурация) в двухместный (учебная конфигурация) и обратно. Соответсвенно, может перекрыть потребности летчиков-спортсменов от учебного самолета, до соревновательного класса Unlimited, при установке более мощного двигателя. Его эксплуатационные перегрузки +12/-12G, на Як-52 для сравнения +7/-5G, так что это самолет другого класса.
Есаян в свое время сам летал за сборную Советского Союза еще на Як-50, является Мастером спорта по высшему пилотажу, по этому, создавая самолеты, он очень хорошо представлял что требуется летчику-спортсмену. Нравится вот это видео - Larry Schlasinger (USA) flying the Russian I-3:
Ан-2
Заменить его трудно. Было несколько невнятных попыток за последние десятилетия. Еще много летает Аннушек, они хорошо ремонтируются, однако проблема состоит в том, что даже при капитальном ремонте как правило назначается ресурс не более 2 000 часов, при активном использовании это два года эксплуатации, после чего снова необходим ремонт и продление ресурса.
Я считаю, что Т-101 "Грач" был и остается наиболее достойным кандидатом на замену Аннушек. Главный недостаток - цена турбо-винтового двигателя по сравнению с бензиновым, правда со временем она компенсируется экономичностью и стоимостью керосина по сравнению с бензиновым АШ-62
Вильга
Еще один самолет-трудяга, который несколько десятилетий использовался для первоначального обучения пилотов и как буксировщик планеров. Лично мое впечатление о нем - прелесть какой страшненький ) Но с функциями своими он справлялся и справляется хорошо. Трудно предлагать замену самолетам, которые как сейчас кажется существовали всегда. В качестве кандидата я бы рассмотрел И-1Л, разработанный и сертифицированный еще в 90е года самолет.
Вокруг него в свое время кипели нешуточные страсти. Он прошел долгий путь через множество модификаций, и как не странно, получение сертификата типа для него совпало со свертыванием проекта. К сожалению, это не единственная жертва наших великих авиационных "оптимизаторов". Из хороших новостей - для него готова электрическая силовая установка, обеспечивающая полет в течение часа плюс навигационный запас. Это может сильно сказаться на стоимости первоначального летного обучения, разница в цене топливной составляющей по текущим ценам меньше в 10 (!) раз в пользу электричества.
Есть общая проблема каждого из этих самолетов - двигатели. Производство того же М-14 утеряно, можно найти еще штук 100 моторов, но это все.. с двигателями меньшего объема и мощности, совсем беда, по большому счету их отечественных никогда и не было. Существует задел по ним, проведены ОКРы, и при желании, а так же при внятно проводимой политике, задел может быть реализован в конкретные летающие изделия, не уступающие ведущим мировым образцам за год-два.
Эта статья, мое личное видение ситуации и того, как действовал бы лично я. Мое мнение может отличаться (и скорее всего отличается) от того, что об этом думают чиновники из ДОСААФ. Например, действующий руководитель ДОСААФ Александр Колмаков на том же совещании отметил, что: "Возрождение парашютной подготовки в интересах Минобороны России является основным направлением развития авиационных организаций оборонного общества." (с) Слушайте, кто ж спорит с тем, что парашютная подготовка это важно и здорово, но все же, мне кажется, что это парашютно-десантная подготовка, а не авиация. Авиация в данном случае лишь средство доставки десантников, при этом о подготовке летно-технического состава речи не идет. Поживем - увидим будут ли реализовываться сделанные Министром обороны заявления и каким именно образом.
Подписывайтесь что бы не пропустить новости, комментируйте материал. Может быть кто-нибудь нас услышит.