Найти тему
НУАР-NOIR

Мистические тайны культового фильма Тони Скотта

Что кроется за ширмой «Голода»?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

Рассказывать о фильме «Голод» (1983) в высшей мере непросто. Например, по причине того, что каждый уважающий себя любитель кино написал по этому поводу хотя бы небольшую заметку. А потому не хотелось бы повторяться. Поэтому мы сосредоточимся на том, что скрыто в этом фильме, и что видно далеко не каждому наблюдателю

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

Начнем с того, что этот культовый фильм, ставший дебютом (в полнометражном) кино Тони Скотта (младший брат Ридли Скотта), возник в известной степени случайно. Предполагалось, что экранизацией вампирского романа Стрибера должен был заняться Алан Паркер. Но тот «уступил» проект молодому клипмейкеру, чьими работами был весьма впечатлен. Именно по этой причине фильм получился на удивление «графическим». Любой кадр выглядит как красивое постановочное фото. Впрочем, нас в данном случае интересует совершенно иное.

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

Начнем с того, что, несмотря на привычные аннотации, это совершенно не «фильм ужасов» и категорически не «мелодрама». Тони Скотт создавал «Голод» как философский или если угодно метафизический нуар. На это указывает постоянно встречающийся элемент нуара – дробное освещение. Обычно это свет, пробивающийся сквозь жалюзи. Что интересно, «Голод» стал как бы отправной точкой трех культовых нео-нуаров, авторы которых как бы связаны между собой. Чуть позже Ридли Скотт даровал нам «Бегущего по лезвию», а затем Алан Паркер снимает «Сердце ангела»

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

«Голод», о котором идет речь в фильме, это вовсе не насыщение вампиров кровью. Это мистический голод, выраженный в стремлении к вечной жизни. И здесь кроется «большая уловка». «Вечная жизнь» не означает «вечную молодость». Когда несущая на себе печать увядания Мириам говорит своим «спутникам»: «Ты вечный, ты бесконечный» - она лукавит подобно джину, которой норовит выполнить желание «особым способом».

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

В данном случае «вечная жизнь» невольно отсылает нас к «струльдбругам» из третьей части (самой загадочной) «Приключений Гулливера», в которой говорится о летающем острове Лапуте. Эти существа также бессмертны. Однако вопреки ожиданиям главного героя, это не мудрые красавцы, это пребывающие в вечном страдании дряхлые старцы, которые в силу вечных мучений совершенно безумны. Итак, «вечная жизнь» оказывается «вечным страданием», что является своего рода платой за попытку исказить и привнести в «мир сей» знаменитый мистический принцип - «чаю воскрешение мертвых и жизни века будущего»

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

Однако кроме упомянутого вида мистического голода, есть иная его разновидность, а именно «голод знаний», то есть стремление постичь Великую Истину. Именно это и было целью «истинных алхимиков» - получение золота было лишь побочным эффектом. Они стремились к созданию Философского Камня или Пятой Эссенции, от чего произошло слово «квинтэссенция», то есть некое вещество помогающее постигнуть суть вещей.

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

В данном случае «алхимиком» является Сара, которая (что показательно) заметную часть времени проводит в лаборатории. Именно она отказывается от иллюзии «вечной жизни», выбрав иной вариант «голода», а именно «голод познания». В данном случае мы видим несомненную отсылку к одному из принципов блаженства: «Блаженны алчущие, ибо они насытятся»

Кадр из фильма "Голод" (1983)
Кадр из фильма "Голод" (1983)

Столкновение двух видов «мистического голода», то есть мнимой вечности и тайны познания, приводят к «крушению» Мириам, но возвращает силы её «истощенным спутникам». По этой причине фильм оказался много глубже, нежели просто готическая притча про эстетствующих вампиров. Вечность не даруется через «парадные ворота». Вечность подобно «золоту» в алхимии есть побочный эффект и обретается она через жертвенность и стремление к Истине.

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке