В отличие от фарсаглагов вольные кавдасарды имели «низкое» происхождение. Хотя во всём остальном они были схожи. Проживая на землях уазданов, кавдасарды выполняли такие же повинности господина, как и фарсаглаги-крестьяне. Причем те и другие были полностью свободны. (Права тех, кто относился к «рождённым в кормушке для скота» у тагаурцев?)
В культуре и истории осетинского народа бытует память о самом знаменитом кавдасарде – Чермене Тулатове, который стал героем устного народного творчества (песен и преданий). (Кто такие кавдасарды или «рождённые в кормушке для скота»?)
Отец Чермена являлся тагаурским уазданом, звали его Бестол Тулатов. Бестол погиб в молодых летах и не успел жениться на женщине из знатной семьи. Его одной-единственной женой была женщина, имеющая «низкое» происхождение (номылус – «вторая» жена по статусу). В этой семье родился мальчик, имя которому дали Чермен. Других детей знатного происхождения у Бестола не было, поэтому Чермен желал стать его полноправным наследником.
Причём мальчик рос смелым, сильным, мужественным, обладая благородным поведением, достойный своего отца. Чермен превосходил многих знатных родственников. Его считали доблестным воином и ему было позволено возглавлять многие набеги. (Кто такие фарсаглаги у осетин и тагаурцев?)
Несмотря на все заслуги храброго осетина, Тулатовы не желали признать его уазданом, так как это являлось нарушением сословных норм в тагаурском обществе. А после того, как были разделены фамильные пастбища, уазданы не сочли нужным вручить Чермену долю его отца. Таким образом Тулатовы оставили Чермена в статусе кавдасарда. После чего, он, как вольный кавдасард, должен был взять у них землю в аренду. (Почему крепостные желали оставаться в зависимости от их хозяев в Осетии?)
Но храбрый и гордый Чермен не пошёл на этот шаг, ему было чуждо такое положение «низкого» сословия. Поэтому он принимает решение покинуть своё поселение Даггал-Кобан и стать абреком (абрек – человек, который уходит в горы и живёт вне закона и власти, принимая партизанско-разбойничий образ жизни) для того, чтобы оттуда противостоять этой несправедливости.
Разгневанный Чермен начинает совершать набеги, угонять скот, брать в плен жителей Кобана. Отныне кобанские жители уже не могли спокойно выйти за пределы своего селения.
С того времени Чермен становится врагом для бывших своих односельчан. Тулатовы, в свою очередь, по уставу от вражды, решаются на хитрость. Они предлагают Чермену землю и мир. Он соглашается принять то, к чему так долго шёл. (Кого брали под своё покровительство «сильные» фамилии в Осетии?)
Чермен возвращается победителем в Даллаг-Кобан и получает там потребованную земельную долю.
А как мы с вами уже знаем, передача земельных уделов, это значит признание кавдасарда уазданом.
На тот момент Чермен, переполненный радостью, не осознавал, что его хотят таким образом заманить в ловушку, так как знатные Тулатовы даже и не думали принимать кавдасарда в своё сословие.
Через некоторое время они призвали Чермена в очередной набег, а по пути предложили осмотреть все окрестности с высоты. Доверчивый Чермен, сняв своё оружие, залез на дерево. А Тулатовы, подобравшись поближе, расстреляли безоружного и беспомощного мужчину.
Ещё по этой теме:
Кто такой "уаздан" у осетин?
Кто такие тагаурцы?
Как зарабатывали тагаурцы?
В чём различия между осетинскими уазданами и тагаурскими ("потомками Тага")?
Как многие кавказцы сохраняли "чистоту крови" и доказывали своё мужское достоинство?