“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26, 27).
В Быт. 1:26, 27 мы находим две важные мысли, относящиеся к обсуждению Божьего замысла для женщин. Во-первых, иудейское слово адам, переведенное как “человек”, имеет в этих двух стихах общий смысл “человечество”. Бог сказал: “Сотворим человека [адам]”; а затем в отрывке говорится, что Он “сотворил их”, “мужчину и женщину”. Если бы под “человеком” подразумевался “мужчина”, а не “человечество”, тогда было бы использовано еврейское слово иш (что значит “особь мужского пола”, “муж” и иногда “человек как отдельная личность”). Знание этого различия в еврейских словах помогает нам понять, что не только мужчина должен был владычествовать над рыбами, скотом и всеми пресмыкающимися; такое право в Быт. 1:28 было дано адам - людям, что подразумевает также и женщин. Бог позволил мужчинам властвовать над всем Своим творением отнюдь не больше, чем женщинам. Право и обязанность властвовать над всем были даны как мужчинам, так и женщинам.
Во-вторых, мы все - и мужчины, и женщины как Божьи творения - созданы по Его образу. Тот факт, что Бог есть Дух (Ин. 4:23, 24) и не имеет материальных форм, означает, что Он сотворил нас не по материальному, физическому образу. В настоящее время наши тела имеют “образ перстного [из земли]”, что должно означать, что наши физические тела не имеют Божьего образа. Когда же мы воскреснем, наши тела будут носить “образ небесного” (1 Кор. 15:49). Тогда это будет “тело духовное” (1 Кор. 15:44; 1 Ин. 3:2; Фил. 3:21). Духовные существа, как например ангелы (Евр. 1:13, 14), бесполы (см. Мф. 22:30), что должно означать, что Бог, который тоже есть Дух, не имеет пола. А раз так, то не следует считать, что физически и духовно мужчина больше подобен Богу, чем женщина.
Бог создал нас по Своему подобию; Он вложил в нас духовную природу, подобную Своей, включая разум, эмоции и чувства. Из всего, что создано Богом, только человек имеет отпечаток духовного подобия Бога. И хотя Бог сотворил женщин физически более слабыми, чем мужчины, Он дал им Свое собственное подобие - Свои духовные свойства, то есть то же подобие, что и мужчинам. В физическом отношении мужчины и женщины были созданы разными, но духовная природа им была дана одинаковая. Они были созданы по Божьему образу и подобию. По духовной природе никто из них не стоит выше или ниже другого.
ПАРТНЕР ИЛИ СЛУЖАНКА?
Можно ли сказать, что Бог сотворил женщин служанками мужчин? Некоторые полагают, что слово, переведенное в Быт. 2:18, 20 как “помощник”, означает, что женщина была создана помощницей для мужчины с единственной целью - обслуживать его. Это неверный вывод.
Слово негед, следующее за словом “помощник”, является уточнением. Бог сотворил помощника “соответственного” (“такого же”; Современный Перевод), “подобного” (“подходящего”; Современный Перевод). К такому же выводу в отношении Евы, похоже, пришел и Адам, ибо он сказал: “Это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт. 2:23).
Никакие животные не были “подобными” Адаму; они не были подходящими партнерами для него. Они не могли общаться с ним ни на духовном, ни на социальном уровне, не могли быть ему сексуальными партнерами и помогать ему в продолжении рода. Ему нужна была женщина - та, что соответствовала бы его физической, интеллектуальной и эмоциональной природе. Бог сотворил женщину, чтобы она была совершенным партнером для Адама, чтобы мужчина и женщина могли удовлетворять взаимные потребности.
Возможно, мы не так уж далеки от истины, когда повторяем: Бог не сотворил женщину от ноги Адама, чтобы тот не пытался ее топтать, или от его головы, чтобы она не пыталась им руководить, а сделал ее из ребра, чтобы она могла быть ему спутником, партнером. Ничто в Бытии не указывает на то, что женщину надо было считать стоящей ниже мужчины или что мужчине было дано право безусловно подчинять ее своей воле. Бог создал женщину, чтобы она удовлетворяла потребность мужчины в особых партнерских отношениях.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
Создание женщины в дополнение к мужчине предполагает и другой смысл. Бог не стал создавать в качестве партнера для Адама еще одного мужчину, а сотворил женщину. Бог распорядился так, что мужчина “оставит... отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть” (Быт. 2:24).
Создавая женщину, Бог задумал, чтобы она была для мужчины естественным сексуальным партнером. Она не предназначалась для других женщин. Бог сотворил ее для мужчины, чтобы его сексуальным партнером была она, а не другой мужчина. Павел подчеркивал, что таким был Божий естественный порядок вещей. Он писал о противоречивших Божьему плану греховных излишествах язычников: “...Женщины заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делали срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение” (Рим. 1:26, 27). Моисеев закон гласил: “Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиной, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них” (Лев. 20:13). Бог создал мужчину и женщину, чтобы они были друг другу партнерами. Он не создал мужчин для мужчин или женщин для женщин в качестве сексуальных партнеров.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ФУНКЦИЮ
Функция мужчин и женщин в их взаимоотношениях вытекает из их физических свойств. Слова Павла в 1 Кор. 6:13, похоже, указывают на то, что христиане в Коринфе занимались злоупотреблениями. Он выразил очевидную истину: “Пища для чрева и чрево для пищи”. Мы можем определить, для чего Бог предназначил желудок, наблюдая за его функцией, точно так же как определить правильное использование остальных членов человеческого тела и функцию всего, что создано Богом.
Наблюдая за тем, что лучше получается у мужчин, а что у женщин, можно определить некоторые из предназначенных им Богом функций. Нам не нужно откровение - хоть оно и дано нам - чтобы прийти к выводу, что женщины, а не мужчины должны рожать детей (1 Тим. 5:14). Во многих случаях строение и природа мужчин и женщин определяют их роли. Однако иногда наши собственные предрассудки могут наделять мужчин и женщин ролями, которые для одного не более естественны, чем для другого; это касается, например, стряпни, уборки в доме или работы в саду. Мы должны быть осмотрительными и не предписывать ни тому, ни другому полу ограничений, которые не основаны на естественных свойствах или на Божьем откровении.
Тот факт, что женщины в своей массе не так сильны, как мужчины (1 Пет. 3:7), не означает, что женщины не способны к физической работе, которая часто считается прерогативой мужчин. Точно так же и мужчины способны ловко справляться со многими видами деятельности, требующими навыков, а не грубой силы, и которые обычно считаются прерогативой женщин.
Возможно, сами физические свойства мужчин указывают на то, что по Божьему замыслу мужчины должны быть лидерами. У них более громкий, более повелительный, нежели у женщин, голос. В целом они физически сильнее и обладают большей физической выносливостью. Последние технические достижения снизили значение этих преимуществ, однако именно мужские качества зачастую подталкивают мужчин браться за руководящие роли.
Христиане и христианки имеют право исполнять иные роли, нежели те, что приняты в обществе. И все же нарушать традиционные роли только для того, чтобы показать, что христиане свободны в своих действиях, было бы неразумно. Христиане несомненно нарушили бы Божью волю, если бы их упрямство оказалось препятствием в деле Христа. От христианской свободы следует отказаться, если такая свобода губит других, а не идет им во благо (1 Кор. 9:19-23), и тем более, если она становится камнем преткновения для брата. Павел писал: “Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает” (Рим. 14:21).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всякий подход к вопросу о взаимоотношениях и обязанностях женщин и мужчин должен учитывать созидательные цели Бога. Некоторые из них можно определить, исходя из природы и физических особенностей мужчин и женщин. Другие должны познаваться путем внимательного изучения Божьего откровения.