Найти тему
Глас веры. ру

Что такое православное Всенощное бдение? Сакральное значение богослужения.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Посещение служб в храме – это неотъемлемая часть православной жизни христианина. Однако, приходя на богослужение, мы часто не понимаем происходящего! Почему поются одни песнопения, а не другие, что символизируют действия священника и т.д.

В этой статье мы постараемся разобрать следующие вопросы: что такое бдение в Церкви, сакральное значение элементов этой службы, а также кратко разберем ход Всенощного бдения.

История.

Всенощное бдение – это торжественное богослужение, которое совершается по обыкновению в субботу вечером и перед большими православными праздниками. Совершение этого богослужения регулируется специальными правилами, которые изложены в книге под названием Типикон.

Бдение (если переводить это слово на более понятный русский язык) – это бодрствование.

В первые века христианства верующие собирались на молитву вечером в катакомбах или на кладбищах около мощей мучеников и бодрствовали до рассвета. Отсюда и название – бдение!

Такая традиция совершения богослужения до сих пор жива, и ее можно увидеть на Афоне, когда монахи молятся всю ночь.

В обыкновенных храмах, особенно в приходских, Всенощное бдение было очень сильно сокращено по человеческой немощи.

Поэтому богослужение длится в среднем 2,5 часа вместо всей ночи!

Правильно это или нет? Напишите свое мнение комментариях!

Сакральное значение службы.

Всенощное бдение состоит из двух частей:

1. Великая вечерня;
2. Полиелейная утреня.

По названиям можно догадаться, что вечерня совершалась вечером, а утреня под утро.

Вечерня

Богослужение начинается с великой вечерни. Открываются Царские врата. Священник кадит престол и произносит возглас, который начинает службу.

Здесь вспоминаются ветхозаветные времена, когда Адам и Ева находились в раю и пребывали в блаженстве и непосредственном общении с Богом. Беспрепятственное общение с Богом символизируют открытые Царские врата.

-2

Каждение алтаря – это воспоминание Духа Божия, Который как кадильный дым окутывал землю после ее творения. Последующее каждение храма говорит о близости Бога к людям в те незапамятные времена.

В это время хор поет избранные стихи 103 псалма, который был написан великим пророком и псалмопевцем Давидом.

После каждения храма, священник заходит в алтарь, закрываются Царские врата, и диакон (или иерей) выходит на солею для возглашения ектении.

История продолжается. Люди согрешили. И врата рая теперь закрыты. Адам и Ева стоят перед закрытыми дверьми и плачут о содеянном, молят Бога помочь им в их земной грешной жизни.

Также и в ектении диакон или священник просит у Бога помощи в житейских нуждах. Хор отвечает на прошения диакона однократным «Господи, помилуй», как бы за всех предстоящих в храме.

Затем хор поет избранные стихи первой кафизмы, написанные Давидом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

Ветхозаветные люди жили надеждой на спасение, потому что после грехопадения весь человеческий род был обречен на вечные муки вдали от Бога.

В продолжении службы хор поет скорбные мольбы людей ко Господу: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя».

В это время диакон совершает каждение храма, что символизирует ветхозаветные жертвы и молитвы о даровании людям спасения.

При пении богородична (а на воскресных вечернях – догматика) открываются Царские врата. Через боковые двери выходит священник с кадилом и, произнося возглас, проходит в открытые Царские врата.
При пении богородична (а на воскресных вечернях – догматика) открываются Царские врата. Через боковые двери выходит священник с кадилом и, произнося возглас, проходит в открытые Царские врата.

Хор в это время поет песнопение «Свете тихий».

Выход священника из боковых дверей алтаря означает пришествие Спасителя на землю для спасения людей, Его рождение, проповедь и крестная смерть, а вхождение священнослужителя в Царские врата символизирует воскресение и вознесение Христа.

Далее, в зависимости от знака службы, бывает чтение Священного Писания.

В большие праздники совершается лития, что в переводе означает усердное моление. Выход священнослужителей на литию в конец храма символизирует изгнание Адама и Евы из рая.

Это выражение нашего смирения перед Богом и мольбы о прощении. Во время литии освящаются пять хлебов, вино и елей в память о чуде, которое совершил Христос, накормив пять тысяч людей пятью хлебами. Заканчивается эта часть службы замечательными словами Симеона Богоприимца, который, встретив Спасителя, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка...»

-4

Далее читается «Трисвятое по Отче наш» и поется трижды «Богородице Дево, радуйся». Славится Богоматерь приветствием архангела Гавриила, который, приидя к Деве Марии, произнес такие слова: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою...» Также вместо этого песнопения может петься тропарь праздника, в зависимости от разновидности службы.

Заканчивается первая часть Всенощного бдения пением 33 псалма, написанного псалмопевцем и пророком Давидом.

Утреня

Начинается утреня. Храм покрыт мраком. Весь свет и свечи потушены. В темноте из центра храма раздается размеренное чтение шестопсалмия.

Эти избранные псалмы царя Давида изображают радостное, но в то же время и скорбное состояние души, когда вот-вот должен прийти Избавитель и Спаситель мира.

В древние времена вместо шести избранных псалмов читалась вся Псалтирь, но как я говорил в начале статьи, служба была сокращена по немощам человеческим.

Во время чтения шестопсалмия священник читает двенадцать молитв, которые названы светильничными. В них он испрашивает у Бога благословения на предстоящий день.

После шестопсалмия диакон возглашает великую ектению и торжественные стихи «Бог Господь и явися нам...» Дальнейшие стихи, произносимые диаконом, отображают жизнь Христа, наполненную земными страданиями.

Далее поется тропарь праздника и читается Псалтирь царя Давида. После ее прочтения начинается самая торжественная часть службы – это полиелей, который в переводе означает великая милость.

Священнослужители исходят в центр храма, как Ангел, который выходил из дверей гроба, чтобы возвестить радостную весть о воскресении Христа. Каждение символизирует апостолов и жен-мироносиц, пришедших ко гробу.

-5

В это время хор поет стихи 134 и 135 псалмов, а затем, если богослужение происходит в субботу вечером, то воскресные тропари, воспоминающие явление женам-мироносицам Ангела, который поведал им о воскресении Христа.

Если в этот день есть еще и служба святому, то в богослужение включается пение величания. Эти особенности прописаны в книге Типикон или Богослужебный устав.

После читается Евангелие, которое является символом воскресшего Христа, и в дальнейшем под воскресение поется торжественная песнь «Воскресение Христово видевше». Это является смысловым продолжением воспоминания явления Ангела женам-мироносицам.

Далее Евангелие выносится на центр храма на поклонение, а священник помазывает прихожан елеем. Если совершалась лития, то раздаются хлеба. В древности служба была очень долгой и длилась практически всю ночь, поэтому для подкрепления физических сил молящимся раздавался хлеб с вином.

После следует чтение канонов или молитвословий, посвященных празднику или святому, который празднуется в этот день.

Завершается богослужение торжественным моментом, который называется Великое славословие.После канона, в так называемых хвалитных псалмах, люди славят любовь Божию, которою Творец проявляет к нам грешным.

Это песнопение было составлено еще во времена первых христиан и все пронизано прославлением и защитой Божества Христа от нападок язычников, которые были в то время очень актуальны.

Этот гимн заканчивается пением Трисвятого. По преданию первая часть этой молитвы была услышана мальчиком, который был вознесен на небо в Византии в V веке, во время землетрясения.

После двух ектений совершается отпуст и читается первый час. На этом заканчивается Всенощное бдение.

Подведение итогов.

Итак, дорогие друзья, подведем итог.

Всенощное бдение состоит, как вы поняли, из двух частей.

Вечерня, которая символизирует события Ветхого завета;
Утреня, символизирующая события Нового завета и пришествие Спасителя в этот мир.

Вечерняя служба вся наполнена смыслами, и если глубоко разбираться в этой теме, то можно открыть много нового и полезного для своей души.

Получается, что мы с вами, приходя в православный храм, видим только внешнюю сторону совершения богослужения, а что в себе таят все эти священнодействия, для нас остается загадкой! Это очень прискорбно, потому что, присутствуя в храме, мы участвуем в богослужении, но при этом совершенно не понимаем какую роль мы играем здесь, в Церкви, и что происходит во время службы.

Дорогие друзья! Изучайте нашу родную христианскую веру!!! В ней нам есть утверждение!

Делитесь этой статьей с друзьями, подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить выход актуальных статей и видео на нашем сайте!

Всем до свидания, до новых встреч!

Материал взят: Что такое бдение в Церкви простым языком: сакральное значение богослужения