Я имею в виду только жителей Великой русской равнины, там где формировалась русская нация и ее менталитет. Это на западе Великий Новгород, на востоке Казань, Пермский край; на севере Архангельск, на юге Саратов – Волгоград. В эту зону сюда входят Тверская, Московская, Ярославская, Владимирская области и т.д.
Начнем с того, что оседлая жизнь и появление русской цивилизации тесно связано с выведением такой культуры как озимая рожь, т.е. с черным хлебом. Озимая рожь датируется где-то срединой первого тысячелетия. Короткое лето и продолжительная зима накладывают свой отпечаток на с/х культуры, которые выращиваются здесь. Средиземноморская ветвистая пшеница просто не успевает вырасти за наше короткое лето. Однако урожайность зерновых весьма невысока. При использовании сохи, навоза и двух- трех вспашек земли в год урожайность едва достигает «сам-3», т.е. посадил 2 центнера осенью, если все хорошо, собрал шесть центнеров. В Ярославской губернии, по свидетельству акад. Милова, урожайность была меньше «сам-2,6» (посадил 2 ц, собрал 5,2 ц), а в Калужской – «сам-2,8» (посадил 2 ц, собрал 5.6 ц), причем методика обработки земли не менялись веками (мускульная сила человека и лошади) вплоть до появления двигателей внутреннего сгорания, т.е. в нашем случае трактора.
А вот теперь посмотрим, как питался русский крестьянин, ведя такой патриархальный образ жизни. «Щи да каша – пища наша», т.е. первое желательно хотя бы на костном (или на грибном) бульоне, и второе каша, т.е. разваренное зерно.
А сколько надо было человеку , чтобы прожить в те далекие времена. У нас есть возможность оттолкнуться от нормы снабжения солдата российской армии конца XVIII века, годовая норма – двадцать четыре пуда зерна ( т.е. примерно по 1 кг в день).
Посчитаем средний надел 4,5 десятины (примерно 5 га)[1]. Если
1) зерном будет засеян весь участок(т.е. не будет «пара»),если
2) урожайность будет «сам-3», если
3) вспахана земля будет в лучшие агротехнические сроки, если
4) во время уборочной страды не будет дождей, если
и еще много, много всего. И это обратите внимание: на четыре «если». В реальности все было гораздо скромнее.
При среднем наделе в исконних русских землях 4,5 десятины (в метрической система 5 га) на «венец» (отец, мать и двое детей) урожай составит 13,5 четвертей[2]. Из них на семена нужно оставить хотя бы 4,5 четверти, а остальные 9 четвертей (72 пуда или 1152 кг) на прокорм семье, лошади, скоту и на налоги . Это очень немного. Вот как описывает академик Милов[Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса] на какие нужды необходимы были эти 1152 кг зерна.
«…довольно четко следует, что общепринятая годовая норма зерна в 3 четверти или 24 пуда на взрослого человека — это норма, ниже. которой опускаться рискованно, поскольку в пересчете на калорийность (с учетом разной калорийности каждого «хлеба» в ассортименте обычаев и представлений XVIII столетия) это составляло примерно 3200 ккал (овощная пища по калорийности не была существенной добавкой к этому рациону). Главное же заключается в другом. В расчетную норму крестьянского питания … непременно включался расход на подкормку скота. По расчетам Т. И. Осьминского, только на одну рабочую лошадь крестьянин должен был расходовать как минимум 16 пудов овса в год. .. Но этого мало, ведь, как мы видели, крестьяне практиковали подсыпку муки и коровам, и свиньям, и курам. Если «средственный» крестьянин имел две коровы и одну свинью, то минимальная годовая норма таких расходов могла быть никак не меньше 8 пудов на год. .. И этот расчет сделан на однолошадное тягло. Однако нормальный «средственный» крестьянин имел две лошади, и в таком случае фонд семьи на питание должен уменьшиться еще на 16 пудов. Но и это не все: ведь крестьянин должен был что-то продать, чтобы получить деньги на текущие расходы. В итоге … останется чуть ли не 50 пудов на 4-х человек (или примерно около 1700 ккал на человека в сутки). Если же на лошадь давать лишь 10 пудов, то суточный рацион на одного человека повысится лишь до 2100 ккал[3].»
Я рассмотрел очень гипотетический вариант, с четырьмя «если», которые далеко не всегда реализовывались. На практике у крестьянина нехватало времени, чтобы обработать свой надел. В господском и монастырском хозяйствах на обработку земли уходило 39-42 дня, а великорусский крестьянин мог позволить себе времени вполовину меньше (третье «если»), поэтому приходилось обрабатывать меньше пахотной земли ( и соответственно получать меньше урожаи.
«…Огромное количество земледельцев не могли себя прокормить ни в начале, ни в середине XIX века. Средняя по губернии урожайность в Новгородской, Псковской, Смоленской, Ярославской, Костромской, Тверской, Владимирской, Калужской губерниях колебалась от сам-2,3 до сам-2,8. Выше сам-трех урожайность в Нижегородской губ. держалась за счет ее черноземного юга. Что же касается самого Черноземья — тогдашней житницы Европейской России, — то, как видно из данных за полвека, возможности в создании мощного постоянного потока товарного зерна были в это время очень скромными. В первое десятилетие какие-то явные излишки имели лишь Тамбовская, Рязанская, Курская, Ставропольская губернии и Область Войска Донского. По 40-м годам к таким губерниям можно отнести снова ту же Тамбовскую, Курскую, Ставропольскую и Пермскую губернии. Важно, что средняя десятилетняя урожайность в нечерноземных регионах не опускалась в эти годы ниже сам-2,7 (кроме Тверской и Смоленской губерний)».
«Здесь уместно напомнить факты, уже приводившиеся …, что в 80-х годах XVIII в. жители Олонецкой провинции во всех уездах, кроме Каргопольского, с марта или апреля практически постоянно до нового хлеба толкли в муку сосновую кору и, «прибавляя несколько ржаной и ячменной муки», пекли некие хлебы. В соседней Архангельской губ. толкли так называемый «березовый дуб» и траву вахку, а когда мука совсем кончалась, делали колобки из толченой коры, перемешав ее с рыбою и молоком. Обобщенный по десятилетиям расчет чистых сборов за первую половину XIX в. только подтверждает безысходную хлебную нужду северян-архангельцев и олончан…
Конечно, народ приспосабливался, в пище было много овощей (репа, редька, капуста). Картофель еще только-только входил в рацион крестьянской пищи. Разумеется, большую роль играли «дары леса». Но нужно помнить, что ритм трудовой жизни крестьянина позволял ему делать лишь стремительные вылазки на «грибную охоту», и грибы заготавливали в основном дети. А как известно, грибы — продукт коварный, и к тому же низкокалорийный. Автор топографического описания Тверского края, обративший особое внимание на эту деталь крестьянской жизни, отмечал среди наиболее частых причин детской смертности две главных: оспу и поносы. А среди взрослых в Тверском крае нередки были случаи падучей болезни. Причиной ее, по мнению тамошних медиков, было «неумеренное потребление грибов». Что же касается мясной пищи, то …крестьяне Нечерноземья мясо ели редко, а молоко чаще шло на «скопы» (масло, сметана), а скопы шли на рынок, хотя в однотягловом хозяйстве их собирали (копили) немного. Ведь крестьянские коровы не чета помещичьим, от которых в год можно было собрать 30–40 ф. масла (12–16 кг). В Нечерноземье веками действовал принцип: «У нас не столько масло, сколько скотина нужна» (на навоз, — ВК)».
Как видно из этого материала крестьянам на селе жилось несладко, а точнее почти впроголодь. Техника обработки земли с первого тысячелетия до начала ХХ века изменилась мало. Разве только деревянная соха заменилась железным плугом, да лопата вместо деревянной стала железной. И все. Правда после революции пришло послабление: исчезли помещики (зато возникли кулаки-мироеды) и мужик смог обрабатывать весь свой надел за полагающиеся на это дело 40 дней.. Представьте себе, что вы должны лопатой за сорок дней вскопать около 5 га земли. Кто хочет представить объем работы, вскопайте лопатой свои 6 соток, а ведь мужику надо было вскопать 500 соток!
Семья состояла, как правило, не из 4 человек, и в крестьянской семье проблема поесть досыта была очень актуальной. Детей было много. Моя бабушка по отцовской линии родила 16 детей, правда умерло еще в детстве 8 человек. У моего друга у его бабушки было 8 детей, и так было повсюду на Руси до начала ХХ века. Но с большими семьями были проблемы, особенно если у пары преобладали девочки. Мальчики – это помощники в поле родителям, а девочки – чужие жены. Главное же в том что у пары могло банально не хватать пропитания на детей (см. выше) и приходилось, скрипя сердце, отдавать «в люди», т.е пристраивать по родственникам, Так появился Ванька Жуков, отданный в учение сапожнику. Так же поступили и родители другого Жукова, Георгория Константиновича, из бедной, многодетной крестьянской семьи деревни Стрелковка Калужской губернии. Он отдали Георгия в учение к родственнику-скорняку и, говорят Г.К., был хорошим учеником. Девочки же 10-12 лет часто нанимались к богатым господам в няньки, они работали и собирали себе на приданное.
В деревне к началу коллективизации, в смысле жизненного уклада и методов ведения хозяйства, с библейских времен практически ничего не изменилось. Ничего не изменилось так же и в смысле природных условий и почвы на этой территории. Деревня едва-едва могла прокормить сама себя, ни о каком повышении урожайности, ни о каком высвобождении части крестьянского населения , необходимых для индустриализации, и речи быть не могло.
[1] Оптимальная величина надела, которую может обработать одна семья
[2] Четверть - старинная русская мера веса 8 пудов, пуд – 16 кг, откуда четверть равна 128 кг.
[3] Сейчас это скорее норма для человека, не занятого физическим трудом
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк! Спасибо.