Отсюда до ближайшего супермаркета с продуктами – 5 000 км. А температура здесь может опускаться до –80 градусов Цельсия. Но, несмотря на это, тут живёт от 4 000 человек зимой и от 1 000 летом.
Большая часть этих людей – учёные, которые занимаются изучением Антарктиды и её влияния на климат планеты. Но наличие аэропорта позволяет заглядывать на самый холодный континент Планеты и туристам.
И для того, чтобы здесь была хоть какая-то инфраструктура, нужны ресурсы. И единственный способ их получить – привезти, так сказать, с Большой земли.
Сегодня мы, ГК SAMCOM, будем рассказывать о том, как устроена доставка грузов в Антарктиду: что туда доставляют и как.
На чем возят
Для доставки грузов в Антарктиду часто используются ледокольно-транспортные суда, потому что важно, чтобы они умели не только перевозить грузы, но и разбивать лёд толщиной в несколько десятков сантиметров. Это, например, российское судно «Василий Головнин».
Для доставки грузов также используются и научно-исследовательские суда. Например, в этом году туда на судне «Академик Фёдоров» вместе с учёными отправились более 400 тонн груза.
Суда, которые ходят на Антарктиду, состоят из жилого блока, грузовых и технических отсеков. В научно-исследовательском есть дополнительные блоки.
На научно-исследовательских судах грузы перевозят в специальных отсеках. Там же есть площадка для вертолётов, которые доставляют на берег как экипаж, так и грузы. На транспортном грузы везут и в специальных отсеках, и в грузовых контейнерах, и там тоже отведены места для размещения вертолётов, а ещё для барж. Оба варианта транспорта предназначены для перевозки грузов в том числе.
Причина, почему грузы на Антарктиду доставляют на судах, проста – большая часть исследовательских центров расположены на берегу, реже – в глубине материка. Плюс это дешевле.
Что привозят
Самый важный ресурс для Антарктиды – это топливо. Оно используется для отопления, выработки электричества, получения воды из льда и снега. В общем, в любой непонятной ситуации топливо – лучший друг жителей самого холодного континента Земли.
Также доставляют еду. При чем не просто полуфабрикаты: в Антарктиду везут фрукты, овощи, мясо и рыба, молоко. Всё в замороженном виде. Часть в сушёном и консервированном – сухофрукты, крупы, чай, кофе, сахар, апельсиновый сок, консервы, шоколад.
Какие-то продукты готовятся прямо на станции. Например, там выпекают хлеб. Это делают повара. Они есть на каждой станции.
Также на научные станции доставляют оборудование для исследований, вещи индивидуального пользования (например, тёплую одежду), строительные материалы, технику, которая помогает поддерживать максимально комфортный уровень жизни.
Как разгружают
Когда судно причаливает к берегам Антарктиды, путь груза не заканчивается. Наоборот, начинается всё самое интересное.
Выгрузка происходит в несколько этапов.
Штучный груз доставляют в контейнерах, а топливо переливается в более компактные баки, которые будет удобно везти до станции.
Часть грузов – более тяжелую – перевозят на баржах. Там её разгружают и забирают груз с помощью буксиров и другой грузовой техники. Кстати, вглубь материка продукты отвозят тоже с их помощью. Часть доставляется с помощью вертолётов сразу на станцию.
Когда разгрузка заканчивается, начинается погрузка. На судно отправляют всё то, что жителям станции уже не понадобится: скопившиеся отходы, оборудование и техника, которые пришли в негодность. Также на корабль могут погрузить груз, который предназначен для другой станции, потому что судно обычно обслуживает не одну, а сразу две или даже три станции.
После того, как все грузы выгружены, а ненужные отходы и оборудование забраны, судно отплывает обратно. В среднем одна экспедиция длится 50-70 дней. Если случаются форс-мажорные ситуации – например, судно вмерзает в лёд – то она может продолжаться 100 дней и дольше.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.