Найти в Дзене

Как Марк Нопфлер написал песню для девочек и чуть не испортил репутацию Тине Тернер

Оглавление

Линии движения двух совершенно разных, если не сказать, противоположных другу другу музыкантов неожиданно пересеклись в Великобритании в 1983 году. 

Марк Нопфлер ( Mark Knopfler) написал для альбома Dire Straits Love Over Gold песню про профессионального танцора, которому платят в дансинге за танцы с посетительницами. Однако, как не крутил ее Марк, песня не хотела вписываться в остальной материал. К тому же, Нопфлеру  стало казаться, что сама тема и размышления в песне скорее женские, поэтому он решил, что это "песня для девочек" и изъял ее из альбомного списка, несмотря на то, что инструментальная часть уже была полностью записана. 

Марк Нопфлер и Тина Тернер
Марк Нопфлер и Тина Тернер

В это время, популярная в прошлом соул-певица, бывшая участница дуэта Ike &Tina Turner, приехала в Британию для записи нового альбома, с которым Тина Тернер решила вернуться в мир большой музыки. Совсем недавно закончился тяжелый бракоразводный процесс с бывшим мужем и партнером Айком Тернером, и Тина, после почти двадцати лет совместной работы, когда творческим процессом и продюсерской работой занимался Айк, оказалась в непривычной для себя ситуации, когда все нужно было брать в свои руки. Первые самостоятельные шаги оказались не особо удачными, и возможно Тина так и подвизалась дальше на крошечных площадках, если бы не продюсер и A/R скаут компании Capital Records Джон Картер, который убедил певицу, а заодно и руководство собственного лэйбла в том, что возможна жизнь и без Айка и организовал ей поездку в Британию, в целях расширения творческого кругозора и выхода из зоны комфорта привычного для Тины амплуа. Для этого к работе над новым альбомом были привлечены сразу несколько авторов и продюсеров, включая таких корифеев, как Руперт Хайн, Мартин Уэйр  и Ян Крэйг, а практически все песни для него писались в разных студиях. 

Джон Картер - человек вернувший Тине Тернер веру в себя.
Джон Картер - человек вернувший Тине Тернер веру в себя.

Когда команда Тины хлопотала в поисках подходящего материала, менеджер Dire Straits Эл Бикнелл как-то шепнул по старой дружбе мендежеру Тернер Роджеру Дэвису, что у Марка пылится без дела женская песня, и можно приехать ее послушать. 

Сама Тина Тернер описывала эту встречу так 

 «Марк сказал, что эта песня не для мужчин, это песня для девочек. Он записал ее, но исполнять не будет, поэтому, когда он поставил демо и спел: «Я частный танцор, танцор за деньги, делай то, что ты хочешь, чтобы я делал» - я сказала я ему: «Думаю, ты прав, это песня не для парня". 

Марк немного подправил слова, чтобы полностью адаптировать ее к женской роли, и песня неожиданно приобрела дополнительный подтекст, который Тина не приняла внимание до того, как песня была записана . Поэтому, когда ее кто-то спросил, почему она решила выбрать песню о проститутке, и нет ли в этом чего-либо из личного опыта, Тина не сразу поняла, о чем собственно речь. 

В начале моей карьеры я сама давала частные уроки танцев в Техасе, поэтому видела в героине песни человека, который достаточно невинно выступает на подобных мероприятиях. Я могу быть наивной в отношении некоторых вещей, поэтому взяла эту песню не для эпатажа, а просто за то , что она необычная. Я раньше не исполняла ничего подобного.  

Сначала все решили использовать для песни уже готовый инструментальный трек от Dire Straits, однако возникли какие-то проблемы с лэйблами на счет прав, поэтому для альбома Тины сделали новую фонограмму, в записи которой даже участвовали басист Джон Иллсли , клавишник Гай Флетчер и барабанщик Терри Уильямс из Dire Straits. Сам Марк участия в записи не принял, и продюсеры позвали исполнить гитарную партию Джеффа Бэка.( Jeff Beck) Позже, Нопфлер ехидно заметит, что Джефф запорол его песню, исполнив на ней "второе по уродливости гитарное соло всех времен и народов" . Ну, что поделаешь , Марк, надо было все делать самому. 

Джефф Бэк , Гай Флетчер , Джон Иллсли, Терри  Уильямс которые приложили руки к успеху Тины Тернер
Джефф Бэк , Гай Флетчер , Джон Иллсли, Терри Уильямс которые приложили руки к успеху Тины Тернер

Тина Тернер выбрала "Private Dancer" в качестве названия для всего альбома после того, как была сделана фотография для обложки. На этом кадре она сидит на стуле в стильном платье, а перед ней стоит черный кот, глядя в камеру. Она почувствовала, что фотография больше подходит персонажу "Private Dancer", и это более компактное название, чем у заглавной "What Love Got To Do With It"

-5

Альбом имел феноменальный успех и был назван лучшим камбэком 80-х. "Private Dancer" была выпущена в сокращенном варианте в качестве сингла, и была особенна успешна в США, где достигла первого место в R&B чарте Billboard, и третьего в Hot 100. 

Видео на песню снимали в старом лондонском танцевальном клубе "Rivoli Ballroom".

-6

Позже Тина скажет о песне : 

Я очень жалею о том, что практически никто не слышал, как прекрасно эту песню исполняет сам Марк. Это было так душевно, и так по-английски.."

Тина Тернер настолько ярко исполнила "Private Dancer", что мало кто из певиц впоследствии решался делать на неё каверы. Однако рано или поздно на любой твердый орешек находятся сильные духом и зубами, поэтому первой бросить вызов мейнстриму решилась канадская охальница и фулюганесса Peaches, которая включила песню в свою концертную программу. 

Не так давно интересную версию "Private Dancer" в своем задумчивом трип-джазовом стиле представила также Meshelle Ndegeocello.

Также про песенки можно почитать :

* Голова Билли Коргана на блюдечке и какое отношение к этому имеют Оскар Уайльд и Обри Бердслей

* Краденный леопард Duran Duran

* "Сердце, тебе не хочется покоя"- извилистый путь хита 80-х от Pet Shop Boys